Воспитание - дело серьезное

Воспитание - дело серьезное

Что следует считать самым страшным последствием Великой Отечественной войны? Безусловно, невосполнимая потеря - гибель миллионов советских людей. Не подсчитать и материального ущерба от разрушения городов, сел, деревень. В общем, все, что принесла с собой война, равноценно ужасно и трудновосполнимо. И все же лично мне больше всего обидно за тех, чье детство пришлось на те страшные годы. У мальчишек и девчонок начала сороковых по большому счету не было детства, ведь многие из них тогда стали сиротами. Война отняла у них самое дорогое - родителей. Позднее таким детям суждено было стать воспитанниками детских домов и сиротских приютов.
В нашем городе живет женщина, которая в послевоенные годы, совсем еще юной, работала в одном из таких детских домов, именно с такими детьми. Беседуя с ней на эту тему, я уже который раз убедилась в том, что воспитателю очень нелегко сделать так, чтобы, даже лишившись родителей, но найдя в детском доме любовь и понимание окружающих тебе людей, ребенок не ощущал себя одиноким.
Александра Васильевна Жегунова по сути дела и сама ребенок войны. В сорок первом году ей было тринадцать лет. В то время она жила с родителями в небольшом городке Красногородске, что в Псковской области. Можно сказать, что склонность к педагогической профессии у нее начала формироваться еще в детстве. В их большой и дружной семье она была старшим ребенком и поэтому с малолетства занималась с малышами, помогая матери.
Во время немецкой оккупации занятия в школе, естественно, не проводились, поэтому из-за перерыва в учебе Александра закончила десятилетку только в сорок седьмом году. В ту пору ей было уже девятнадцать лет. Примерно в это же время в их городе образовали сиротский детский дом для детей, чьи родители умерли или погибли на фронтах Отечественной войны. Молодых девушек агитировали идти туда работать. Так Александра попала в это учреждение воспитателем.
«Меня определили к первоклассникам, - рассказывает Александра Васильевна. - С этого дня под моим началом находилось 38 ребятишек. А вообще в детском доме было, около 500 детей. В моей группе были, восьми-двенадцатилетние дети. Первое время, конечно, было нелегко, но ребята меня приняли и это придавало уверенности».
Мальчишки и девчонки очень быстро привыкли к молодой воспитательнице. Некоторые даже стали звать ее мамой. Ее саму это тогда очень удивляло, но потом она поняла, что действительно является для них кем-то вроде матери и в свою очередь старалась соответствовать этому назначению.
«Иногда, особенно если это происходило при посторонних людях, я все-таки стеснялась того, что дети ко мне так обращаются, - говорит Александра Васильевна. - Девочки постарше кажется это понимали. И вот однажды, собираясь в кино, одна из них собрала всех и сказала: «В городе Александру Васильевну мамой не называть». С тех пор это было введено за правило. Вообще во время моей работы в этом детском доме происходило столько случаев, что обо всем и рассказать невозможно.

Однажды, например, у меня сбежали мальчишки. Просто незаметно «улизнули» с прогулки - и все. Обед, а их нет, на ужин тоже не появились. О случившемся рассказала директору. Он был человек прямой, найди их, говорит, хоть из-под земли достань, а увольнять я тебя не стану.
Пришла домой вся расстроенная, что делать - не знаю. А отец говорит: они скорее всего к родственникам своим подались, к тетям, дядям, бери адреса и поезжай. Так я села в автобус до соседнего города, благо ребятишки из одной местности были, сама по дорогам смотрю, может, думаю, где своих мальчишек увижу.
Съездила впустую, у родственников детей не оказалось. Делать нечего, вернулась домой, продолжала работать, а душа была как будто не на месте: где ребята, что с ними. Мальчишек же в розыск объявили, ждали известий из милиции.
Через какое-то время пришла телеграмма от родственников детей, они объявились у них. Радости моей не было предела, с души как будто тяжелый камень свалился.
За ребятами поехала моя напарница. Она потом рассказывала, что они были ей рады больше, чем родному человеку, наверное наскитались вдоволь.
С тех пор эти мальчишки никогда больше не убегали, а были для нас первыми помощниками. Они поняли, что мы за них очень волновались, а своим родным тетям и дядям они совсем не нужны».
Конечно, не всегда в общении с детьми все получалось ровно и гладко. В воспитании вообще, а детей-сирот в особенности, тоже ведь есть свои тонкости. По мнению Александры Васильевны, очень важно выявить среди детей так называемого лидера. Он может и не выделяться среди других, но в то же время незримо ведет за собой сверстников. Обычно ему подражают, прислушиваются к его мнению. Если такого ребенка расположить к себе, то и с другими детьми проблем не будет.
В первые годы работы с детьми-сиротами для Александры хорошим советчиком в вопросах воспитания был ее отец. Однажды, когда она еще только начинала работать в детском доме, пришла домой совершенно расстроенная. «Все, - выпалила она, я не буду здесь больше работать». Отец посадил ее рядом с собой и сказал: «Не надо горячиться, дочка. Ты их лучше чем-нибудь займи, дай каждому задание по интересам. Они обязательно займутся, это их увлечет и они станут относиться к тебе совсем по-другому». Этот совет отца очень помог Александре в дальнейшем.

«Вообще ребята в детском доме были очень хорошие, - рассказывает Александра Васильевна. - Они - дети войны, повзрослевшие не по годам, относились ко всему порученному серьезно и с большой ответственностью. В подтверждение этому достаточно привести лишь один пример.
Было это накануне первомайских праздников. Выяснилось, что нашей группе 1 Мая выпало дежурство. Дежурить по детскому дому означало наносить воды, помочь поварам на кухне, в общем сделать все, чтобы ребята вовремя пообедали.
В те майские праздники воспитанники детского дома впервые должны были идти на демонстрацию за духовым оркестром. Поэтому мои ребята вначале наотрез отказались дежурить. Я совершенно не знала, как их уговорить. На следующий день уже ни на что не надеялась, одевшись по-будничному, пришла в детский дом пораньше. На территории было подозрительно шумно. Заглянула в спальни, кровати - разобраны, но детей не было.
На кухне во всю кипела работа. Ребята встретили меня улыбками. «Александра Васильевна, - кричали одни, - мы за последним бидоном воды идем». «А мы уже и картошки начистили»; - сообщали другие.
Оказалось, дети встали ни свет ни заря, все до одного, чтобы до демонстрации успеть сделать свою работу и меня не подвести.
Около восьми часов утра зашел директор поинтересоваться, управимся ли мы с делами до обеда. Он был очень удивлен, увидев, что ребята уже все сделали. ««Раз уж такое дело», - сказал он, - собирайтесь, пойдете со всеми на демонстрацию». Радости детей не было предела. За считанные минуты они успели и нарядиться, и постели убрать. Перед демонстрацией моих ребят построили в колонну сразу за духовым оркестром. Под звуки марша они гордо вышагивали с флажками и транспарантами, на их лицах сияли улыбки. Я тоже была счастлива, хотя и надела в тот день не самое лучшее платье».

Развлечений у детей в детском доме, кроме похода в кино один раз в неделю, тогда не было. Ребята устраивали их для себя сами. Вечером, ложась спать, они всегда просили свою Александру Васильевну что-нибудь почитать. Она садилась перед керосиновой лампой, открывала книгу и начинала. Во время чтения кто-то из ребят нет-нет да и подходил к ней, клал голову на плечо, дотрагивался до ее руки. Это было своеобразным жестом единения воспитателя и воспитанников. И об этом Александра Васильевна уже никогда не сможет забыть. Годы работы в том детском доме она считает для себя самыми важными и незабываемыми. Воспитывая этих обделенных родительской лаской детей, она и сама взрослела, многому училась.
В наш город Александра Васильевна переехала в 1957 году, по семейным обстоятельствам. Устроилась на работу в детский дом, который располагался тогда в здании профессионального училища. Была здесь воспитателем, позднее стала работать в школе-интернате учителем. В общей сложности А. В. Жегунова имеет тридцать семь лет педагогического стажа.
Что и говорить: нелегко работать с детьми-сиротами. Ведь воспитатель должен не просто заменить им родителей, но и сформировать в них личность. Воспитываясь в дружном и здоровом коллективе, такие дети никогда не будут абсолютными сиротами. Они, возможно, получат здесь много больше, чем смогли бы дать им иные родители - способность жертвовать своими интересами ради других, любить и уважать не только себя, но и своего ближнего.

Н. ВАСЮРИНА.
 

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024