В мыслях снова у школьной доски...
В мыслях снова у школьной доски...
У великих профессий устав непростой - подвиг духа вершить неустанно... Есть и такие строки: слагается учительское счастье из ученических побед. А кто-то из великих сказал: «Ни одна книга не может затмить духовную силу учителя».
Когда седеющие, но с юными сердцами, не знающие праздного житья, ветераны педагогического труда уходят на покой, о них продолжают вспоминать ученики и коллеги.
Людмила Ивановна Ромадина часто говорит: «Хочу, чтобы люди помнили меня такой, как много лет назад, когда стояла у школьной доски». Не случайно на фотографии в музее Бельской школы она такая, как была: со строгим лицом и всепонимающим взглядом.
В октябре, когда профессиональное признание получают учителя, Людмила Ивановна встретила 93-й день рождения. Листая календарь жизни, невольно вспоминается время, когда все только начиналось.
...В грозном сорок первом Людмила заканчивала девятый класс Бельской школы. С началом войны отец ушел на фронт, на руках у мамы - шестеро детей. Пятнадцатилетняя Люда, как самая старшая, стала для нее главной опорой. Семья решила не покидать родных мест, в тяжелое время искала спасения в деревнях, не попавших под гнет оккупации. Выжить помогли добрые люди. Младшие сестренки опухли от голода, лютой зимой Людмила возила их на саночках. Отец вернулся израненный, с тяжелой контузией, долго лечился в госпиталях, умер спустя год после Победы.
Всех бельчан в то время сплотили общие невзгоды. Ромадины построили времянку на пересечении Огородной и Складской улиц (ныне - Гагарина и Березина), где до войны был их дом. В этом месте Людмила Ивановна живет по сей день.
Тогда, после войны, ей поручили важную и опасную работу. Юные минеры собирали по лесам и полям «сюрпризы» войны, а она вела счет грозным трофеям. Десятый класс заканчивала в вечерней школе, а днем работала, помогала семье. Закончила с отличием Великолукский учительский институт. В Ленинградском пединституте имени Герцена училась заочно: не могла потратить на себя лишнюю копейку, считала своим долгом помочь младшим братьям и сестрам получить образование.
С тех пор минуло немало лет, но верится, что и сегодня кто-то вспомнит молодую учительницу Скеринской школы Людмилу Ивановну Ромадину. Для своих первых учеников в таинственном мире литературы она была наставником и покорителем. В Будинской школе, где у классной доски проведены сотни интересных уроков, для любознательных школяров по-новому открывались Пушкин, Гоголь, Достоевский. Дочка Инна благодаря маме-учителю выучила алфавит и самостоятельно прочла десятки произведений в рамках школьной программы с 1 по 6 класс еще за пару лет до того, как стала первоклассницей.
В Бельскую восьмилетнюю школу Л. И. Ромадина перевелась, когда ее Инна стала ученицей. После закрытия восьмилетки Людмилу Ивановну приняла дружная педагогическая семья Бельской средней. Последние годы она работала в группе продленного дня, помогая ученикам полюбить русский язык и литературу.
Сорок лет прошло у школьной доски. Как вспоминает ветеран педагогического труда С. И. Курцева, Людмилу Ивановну отличали грамотность и компетентность, безукоризненное знание предмета. Она была строгим и требовательным учителем.
Когда появились внуки, Людмила Ивановна говорила самой себе: наверное, стоило быть помягче. Но ее выпускники считают иначе: учительская строгая требовательность помогла выйти в люди.
Чем живет сегодня их учитель? Беда, что не слушаются ноги, но светел разум и ясны мысли, хоть сейчас вышла бы к школьной доске и начала свой урок. Каждый день на столе кипы периодики. О том, что происходит в стране и в мире, Людмила Ивановна расскажет лучше, чем многие куда более молодые земляки.
...«Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят и в тишине задумавшихся комнат ждут наших возвращений и побед».
Давайте же будем помнить о них не только в дни праздничных дат.
Наталья ВАСЮРИНА.