Учитель с большой буквы

Учитель с большой буквы

«Сколько лет знаю этого человека - он всегда кажется одного возраста. И в далеком 1954 году, когда мы пришли к нему в первый класс, и сейчас, когда нашему учителю Павлу Ивановичу Иванову восемьдесят пять, - он для нас неповторимый, недосягаемый идеал сельского жителя. Всегда строгий и доброжелательный, трудолюбивый и аккуратный, принципиальный и снисходительный, жесткий и справедливый, мудрый и простодушный, общительный и неназойливый, простой и непостижимый - Учитель с большой буквы», - так вспоминают о своем учителе его ученики.

Иванов Павел Иванович родился 28 августа 1920 года. До начала войны он занимался самым мирным делом - учил детей. Я был совсем маленьким, когда его не стало, но мои родители, бабушки и дедушка жили с этим человеком в одной деревне. О нем я знаю по рассказам моих родных, односельчан, по воспоминаниям его учеников. Учил Павел Иванович всему: как сидеть за партой, как вести себя на перемене, как умываться, как стричь ногти и так далее. Самое тягостное наказание для учеников было остаться после уроков. Поводов было много: плохо написал диктант, сделал ошибку в примерах - решай дополнительно, то есть делай и переделывай, пока все будет как надо. Времени у него много. Занимался с учениками в школе до темна. Не было электричества - зажигали керосиновую лампу. Строг был учитель! Он часто говорил тем, кто отставал в учении: «Сегодня извольте потрудиться дополнительно, ничего с вами не случится, штаны да валенки целей будут, родители ваши еще мне спасибо скажут, да и вы сами, когда ума наберетесь».

Не было покоя от учителя ни на занятиях, ни в выходные дни, а часто и на каникулах. Ходили с ним на экскурсии и познавали окружающий мир. Знал Павел Иванович, чем увлечь деревенских ребятишек. И ученики, несмотря на строгость и постоянную робость перед ним, бежали за ним, куда бы он ни позвал. Обо всем он рассказывал ребятам, но никогда не говорил о войне. По всей округе валялись «наглядные пособия» - разбитая военная техника. Учитель уводил ребят от этих «игрушек».

Воспоминания о солдатской доле

В 1939 году деревенский парнишка Пашка окончил педагогическое училище и стал учителем - Павлом Ивановичем. С тех пор его никто уже и никогда не называл Пашкой, а только по имени - отчеству. Направили его в Глинковскую начальную школу Верховского сельского Совета. Был молодой учитель призывного возраста, но ему дали возможность проработать в школе учебный год - закрепить теорию практикой. В армию был призван 6 октября 1940 года. Вначале была школа младших командиров. Затем в звании сержанта он был направлен в самую южную точку страны - на железнодорожную станцию Кушка. Военная специальность была - железнодорожник путевого хозяйства. На передовой Павел Иванович не был. Был приказ Верховного Главнокомандующего: железнодорожников использовать только по прямому назначению. Война застала Павла Ивановича в городе Мары Туркменской ССР - строили военную железную дорогу. Пекло было страшное, воды не хватало, песчаные бури. И вот из этого пекла осенью 1941 года их перебросили за Полярный круг на Северо-Печорскую железную дорогу. Ленинграду грозила блокада. Они должны были обеспечить доставку воркутинского угля. Работали сутками, с короткими перерывами на отдых. Задание выполняли к сроку. За эту работу Павлу Ивановичу вручили значок «Отличный железнодорожник». После Северо-Печорской дороги железнодорожный полк, в котором служил П. И. Иванов, направили в Ростов-на-Дону, затем - под Харьков. Под Харьковом попали под бомбежку. Это было первое крещение. Павлу Ивановичу пробило каску, задев голову, но в госпиталь он не пошел. Потом была тяжелая работа в Приднестровье, на территории Молдавии, потом - железнодорожные пути Сталинграда и снова возвращение в Молдавию. Боевых эпизодов за годы войны было много, но особенно запомнился один. Его рассказывал сам Павел Иванович при встрече в школе с ребятами, там учился и мой старший брат.

Его бригаде нужно было срочно восстановить мост через реку. Но строительного материала не хватало. Требовались материалы - рельсы, шпалы, балки. Разведка доложила, что запасы необходимых деталей есть на соседней станции. Однако склад находился между нашими и вражескими позициями. Решили провести операцию ночью. Двинулись на задание на бронепоезде, получив приказ: шум при погрузке не производить. Но как выполнить его, если грузишь тяжелые металлические детали. Вскоре немцы обнаружили их и открыли огонь трассирующими пулями. Стрельба велась наугад, и железнодорожники, погрузив все, что смогли, почти без потерь вернулись к своим. За эту операцию Павел Иванович был награжден медалью «За боевые заслуги».

На войне легкой службы не бывает, а у военных железнодорожников - тем более. Все вынес на плечах русский трехжильный солдат, вот поэтому у нашего тридцатипятилетнего учителя постоянно тряслись руки. И были они страшные - сухие, с толстыми, как проволока, жилами.

День Победы Павел Иванович Иванов встретил на территории Венгрии, у границы с Австрией. Долгий и трудный военный путь пришлось пройти Павлу Ивановичу. Но трудности не сломали этого человека. За храбрость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президиума Верховного Совета он награжден орденом Отечественной войны 2 степени. К 55-й годовщине Российским организационным комитетом вручен знак «Фронтовик 1941- 1945».

Демобилизоваться сразу после капитуляции Германии Павлу Ивановичу было не суждено. Получив медали «За Победу над Германией» 23-й отдельный железнодорожный полк перебазировался в Забайкалье. Была объявлена война Японии, и железнодорожники потребовались на Дальнем Востоке. Было предложено, кто желает остаться на железной дороге, можно записаться. Но для Павла Ивановича вопроса, чем заниматься в мирной жизни, не существовало. Он вернулся в родные края. Война не убила в нем любовь к школе, к детям, наоборот усилила ее в стократ. Здесь он снова занялся своим любимым делом - стал учить детей. Сначала предложили солдату работу в Бокачёвской начальной школе. Учитель с учащимися заготавливали дрова у речки для школы. Вместо печки - железная бочка с отверстиями для топки и дымохода. Быт тоже не устроен. Но самое страшное было то, что на него смотрели совсем не детские глаза.

«А дальнейшая судьба моя сложилась хорошо, - говорил Павел Иванович, - женился, и обосновались мы с женой, тоже учительницей из деревни Дунаево, в деревне Грибаново. Сначала работал в деревне Пещакино, а затем в усадьбе Скутово. Вскоре в семье появились дети. Родилось четверо детей. Все получили образование и специальности. Один из них живет в деревне Грибаново». Среди воспитанников Павла Ивановича люди разных специальностей - врачи, учителя, агрономы, инженеры, зоотехники.

Разумное, доброе, вечное привито всем с детства и очень крепко сидит в каждом воспитаннике Павла Ивановича. В марте 1976 года решением комиссии Павел Иванович Иванов получил удостоверение на соответствие учителя начальных классов. Много лет трудился Павел Иванович в школе. Он награжден медалью за «Трудовое отличие». За долголетний и добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Калининского областного Совета народных депутатов от 11 марта 1981 года Павел Иванович награжден медалью «Ветеран труда», а затем Почетной грамотой заведующей Скутовской начальной школы за успехи в обучении и коммунистическом воспитании учащихся, и активное участие в общественной жизни в честь Дня учителя. Но, даже находясь на заслуженном отдыхе, он находил время побеседовать с детьми, ответить на их вопросы, дать им полезный совет. Я горжусь тем, что жил в нашем селе такой интересный человек - Человек с большой буквы.

Артём ГОЛУБЦОВ, учащийся Бельской средней школы, д. Грибаново.

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024