ТАЛАНТ, ПРОБУЖДЕННЫЙ НА БЕЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

Талант, пробуждённый на Бельской земле

Недавно случайно в фонде нашей библиотеки наткнулась на книгу С. Яковлева «Смоляне в искусстве» («Московский рабочий». 1968). С первой же страницы бросилась в глаза фраза: «Пению смоленских крестьян обязан пробуждением яркий талант знаменитого певца и хормейстера Д. А. Агренева-Славянского, детство которого прошло в имении Дунаево Бельского уезда Смоленской губернии».

Дмитрий Александрович Агренев-Славянский родился 7 (19) декабря 1834 г. (по другим данным, в 1836 г.) в Москве. Агренев — его настоящая фамилия, а Славянский — псевдоним, принятый им в начале своего народно-артистического поприща, по инициативе графини Е. П. Растопчиной. Называя себя Славянским, певец как бы пророчески намечал себе, что не собьется на своем поприще с национальной дорожки.

С ранних лет у Дмитрия Александровича была необыкновенная любовь к пению и музыке, и еще ребенком проявлял недюжинные музыкальные способности. Развитию в нем любви и природных дарований к пению и музыке немало способствовала обстановка помещичьей жизни того времени. В имении Агреневых, в с. Дунаево Бельского уезда Смоленской губернии, где семейство Дмитрия Александровича проводило значительную часть года, содержались постоянные хоры музыкантов и песенников из крепостных крестьян, исполнявших преимущественно русские песни.

Русские народные песни часто слышал ребенок и в хороводах, которые так любила покойная мать будущего певца, Александра Федоровна, обычно приглашавшая поселян и поселянок водить эти игры на барском дворе. Без сомнения, еще тогда русские народные мелодии глубоко врезались в детское сердце будущего певца и дирижера.

Рано овдовев и оставшись после мужа с единственным ребенком, Александра Федоровна Агренева все свои нравственные силы сосредоточила на воспитании сына. Влияние матери оставило неизгладимые следы на всем нравственном строе Дмитрия Александровича.

Будучи страстной любительницей музыки и пения, (и, говорят, талантливой певицей), Александра Федоровна сама обучала маленького сына игре на фортепьяно и пению.

Первоначальное образование Д. А. Агренев-Славянский получил во 2-й Московской гимназии, откуда в 1853 году он поступает в число слушателей Московского университета. Но началась Крымская война и молодой Агренев, покинув науку, становится, по примеру многих других молодых дворян, в ряды действующей армии, чтобы участвовать в защите Отчизны.

В полку он был душою офицерского кружка. Молодой Агренев пленял товарищей своим общительным характером и приятным симпатичным голосом, распевая песни под аккомпанемент гитары.

Еще находясь на военной службе, Дмитрий Александрович был введен в дом уже упомянутой мною графини Е. П. Растопчиной. Здесь молодой офицер встречался и успел завязать знакомство с представителями тогдашнего московского музыкального мира. Эти знакомства в дальнейшем оказались ему весьма полезными на первых порах его артистической деятельности.

Военное дело не было призванием Д. А. Агренева, поэтому с 1857 года он начинает систематически и серьезно заниматься музыкой и пением. Сначала он берет уроки в Москве у хормейстера Императорских театров Славина, а, переехав в Петербург, поступает в число учеников педагога-вокалиста Риччи, затем учится в Милане, Флоренции и Париже.

            Вернувшись в 1862 году на родину, Д. А. Агренев отказался от карьеры оперного певца и выступал в разных городах России и в балканских странах как солист-исполнитель русских народных песен.

Главной целью своей жизни Дмитрий Александрович считал популяризацию народной песни в России и за рубежом и творчества других славянских народов России. Для ее достижения он организовал в 1868 году хор «Славянская капелла». Сначала он состоял из 25 мужчин и женщин, потом пополнился мальчиками и насчитывал до 60 хористов. С 1882 года капелла выступала в стилизованных боярских костюмах XVI—XVII вв., соответственно оформлялась и сцена.

Уже в 1869 г. хор одним из первых выехал за границу — в Америку, где дал 175 концертов. В 1884 г. он выступал в странах Балканского полуострова, в 1885—1886 гг. — в Англии, Франции, Германии и др., и везде — с одинаково шумным успехом.

Популярность песни «Эх, ухнем» во Франции была так велика, что самая влиятельная газета «Фигаро» опубликовала ее ноты.

А знаменитый композитор, автор оперы «Фауст» Шарль Гуно выразил свое отношение к этой песне так: «Если бы меня заставили каждый день слушать бурлацкую песню «Эх, ухнем», и продолжалось бы это столько времени, сколько нужно для того, чтобы мне выпить всю Волгу, то и тогда бы не надоела мне эта чудная мелодия...»

26 июня 1886 г. Агренев-Славянский писал игуменье Тверского Христорождественского женского монастыря Палладии, с которой был дружен, о выступлениях в Англии: «... Мы зажились здесь и вообще за границей, потому что успех наш громадный и нас никак не выпускают из Лондона... Мы теперь положительно сделались в Лондоне вопросом дня...»

В столице Англии хор выступал в Виндзорском замке перед королевой и членами ее семьи. По желанию королевы хор повторял некоторые песни и исполнил «Херувимскую № 7» Д. С. Бортнянского, которую королева слушала стоя.

По приглашению архиеписхопа был дан концерт в 500-летней церкви замка Ламберт. Впервые в стенах англиканского храма прозвучало православное пение.

Своими успехами хор во многом был обязан бессменному руководителю и солисту, его профессионализму, энергии, бескорыстной любви к песне, личному обаянию, красивому голосу.

Нельзя не сказать и о жене Дмитрия Александровича Ольге Христофоровне, фольклористке и этнографе, члене Императорского Русского географического общества, Общества авторов и композиторов в Париже, Тверской ученой архивной комиссии и др.

Она принимала самое активное участие в организации работы хора, вместе с мужем собирала, обрабатывала и издавала народные песни, в т. ч. сборник «Русские песни и песни южных и западных славен...» (Вып. 1—5. М., 1879—1889). «Сборник песен, исполняемых в народных концертах Д. А. Агренева-Славянского, собранных в России и славянских землях» (М., 1896) и др.

В Твери первый концерт Агренева-Славянского и его хора состоялся в 1860-х гг. Впечатление от выступления было таково, что жители в течение месяца распевали на улицах его песни.

25—26 апреля 1887 г. в Твери был отпразднован 25-летний юбилей творческой деятельности Агренева-Славянского. Торжества проходили в Доме дворянского депутатского собрания (ныне Дом офицеров). На них присутствовало около 1500 человек, получено свыше 700 приветственных телеграмм, писем, адресов из всей России.

В телеграмме Московского генерал-губернатора В. А. Долгорукова говорилось: «...Приветствую в лице Вашем трудолюбивого собирателя памятников русского хорового народного песнотворчества... Приветствую Вас и как талантливого исполнителя исторической и бытовой русской песни, и как русского художника, насаждающего в среде и своих, и иноплеменных... понимание красоты родного напева».

Среди 320 телеграмм от иностранцев были поздравления от Шарля Гуно и знаменитого микробиолога Луи Пастера.

Вечером состоялся юбилейный концерт, начавшийся «Былиной про Добрыню Никитича». Юбиляру был преподнесен лавровый венок.

В 1892 г. капелла исполнила в Твери композицию «Русская свадьба».

Но связи Дмитрия Александровича с тверским краем не ограничились концертной деятельностью. Дело в том, что ему принадлежало сельцо Кольцово (Кольцовка) в Тверском уезде (ныне Калининский район). Певец и дирижер избирался как местный землевладелец в 1880-1883 гг. гласным Тверского уездного земского собрания и, видимо, принимал участие в его работе.

В Кольцово Дмитрий Александрович приезжал в свободное от гастролей время, здесь подолгу жила его семья.

Помощь нуждающимся была неотъемлемой частью жизни Агренева-Славянского. Долгие годы он был членом Тверского благотворительного общества «Доброхотная копейка», в пользу которого только в 1885 г. пожертвовал 100 рублей, а в 1887 г. — половину сборов от двух концертов.

Д. А. Агренев-Славянский руководил хором в течение 40 лет, объехав с ним все континенты земного шара. За это время состоялось около 15 тысяч концертов, даривших людям разных национальностей радость от общения с подлинным искусством и способствовавших их сближению.

Несмотря на отрицательную оценку его деятельности П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым и другими композиторами (неудачный, по их мнению, подбор репертуара, примитивность обработки песен), Агренев-Славянский занимает заметное место в истории русской культуры.

Умер Д. А. Агренев-Славянский 10 (23) июля 1908 г. в городе Рущук (Болгария) во время гастролей (прах перевезен в Ялту). После его смерти произошло разделение капеллы на два коллектива, одним руководил сын певца Юрий Дмитриевич (умер в 1918 г), другим — дочь Маргарита Дмитриевна (под ее управлением хор выступал до 1922 года).

Более подробные сведения о Д. А. Славянском можно узнать из сборника А. Хитрова «Дмитрий Александрович Славянский и его деятельность» (Тверь, 1887 г.), ксерокопия которого есть в краеведческом отделе центральной библиотеки.

 Т. Чистякова, директор ЦБ, краевед

 

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024