РЫЦАРЬ НАУКИ ПРЕПОДАВАТЬ - В. Н. ВЕРХОВСКИЙ

        Рыцарь науки преподавать – В. Н. Верховский.

Мысленно перенесёмся на рубеж XIX – XX веков. Химия, как школьный предмет, появилась в учебных программах во второй половине XIX века, когда стала преподаваться в реальных училищах, а в гимназиях сведения по химии сообщались в связи с изучением естествознания и физики. В советских школах после 1917 года химия стала преподаваться отдельным предметом в старших классах. Как раз у истоков введения химии в учебные программы и стоял человек, о котором пойдёт речь. Начав свою деятельность ещё в царской России, он сумел продолжить её  и в послереволюционной стране, оставив яркий след в истории развития русской методики химии.

Химия стала самостоятельной дисциплиной в советской школе. В XX в. начали активно использоваться, развиваться и внедряться в учебный процесс идеи методистов XIX в. Поле деятельности для новатора – педагога было очень обширное. Ведь мало было только добиться введения в школьный курс уроков химии. Для этого необходимы были  учебники,  школьные программы, методические пособия для  преподавателей. И Вадим Никандрович Верховский явился автором  первого в России школьного учебника химии, а также создателем первой стабильной программы по химии для современной средней школы. К сожалению, о научных работах и исследованиях нашего земляка известно намного больше, чем о его частной жизни. Но может быть это так и  должно быть – о человеке принято судить не по тому, каков он в настоящий  момент, чем и как живёт, а по тому, что он сделал для будущих поколений, какой оставил после себя след в дне сегодняшнем.

А след наш земляк оставил заметный.

30 октября (12 ноября) 1873 года в городе Белом Смоленской губернии родился будущий учёный-химик, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член  АПН СССР Вадим Никандрович Верховский.

В. Н Верховский.

 

Отец его Никандр Иванович Верховский – выходец из мещан Костромской губернии – окончил Санкт-Петербургский университет,  был человеком просвещённым и служил секретарём в уездной земской управе. Мать Лидия Максимовна Иванова – дворянка. После смерти Никандра Ивановича Лидия Максимовна осталась с пятью детьми одна практически без средств к существованию, уехала в деревню, купила корову, шила и дала всем пятерым детям прекрасное образование.

Вадим был старшим в семье. Вместе с матерью ему пришлось выводить в люди братьев и сестёр. Юрий стал известным переводчиком поэзии, историком литературы пушкинской поры; Владимир – деятелем в области сельского хозяйства; Ольга, получив музыкальное образование, вышла замуж за сокурсника Вадима по университету, посвятившего себя музыке, - Вячеслава Гавриловича Караптыгина, видного музыковеда; Лидия, закончив рисовальную школу Общества поощрения художников, участвовала в выставках, оформляла детские книги.

 Получив начальную учебную подготовку в Бельских училищах, Вадим Никандрович продолжил образование в Смоленской гимназии (1893 г.). В его выпускной характеристике сказано: «Сын присяжного поверенного… юноша заботливо воспитанный, способностей средних, к математике  даже  хороших, довольно трудолюбив, но непостоянен, характера открытого, ласкового, отличный товарищ, в обращении воспитан, добродушен».  В его аттестате преобладают четвёрки, в том числе  по русской словесности, логике, математике, физике, географии, немецкому и французскому языкам. В особых замечаниях отмечено: поступает в С.-Петербургский университет на математический факультет.

В 1899 году, причём с дипломом  I степени (красный) В. Н. Верховский окончил не математический, а естественный факультет С.-Петербургского университета.

Дипломную работу он выполнял у Д. П. Коновалова. Её тема: «Электрические и термические свойства сплавов цинка и меди». Пройдя полный курс университета, он не стал сдавать  выпускные экзамены в знак протеста против вмешательства полиции в университетские дела. Заключительные экзамены пришлись на следующий год. Верховского направили на работу на пироксилиновый завод помощником начальника. Служил он там недолго.

Как подающего большие надежды, молодого химика пригласили на работу в научно-техническую лабораторию Морского ведомства на должность научного сотрудника, созданную в своё время знаменитым Дмитрием Менделеевым. Здесь молодой учёный в течение пяти лет изучал взрывчатые вещества, проводил экспериментальное исследование о стойкости нитроклетчатки.

С 1908 года Вадим Никандрович  работал в Артиллерийской академии, вместе с будущим академиком В. Н. Ипатьевым развивал наследие Н. И. Бекетова. Исследовал взаимодействие металлов с солями и кислотами и солей с водородом при высоких температурах, под давлением до двух тысяч атмосфер.

   

В годы Первой мировой войны он разрабатывал способы получения индикаторов концентрации отравляющих веществ в газовой волне, открыл новый способ получения химического поглотителя для противогазов.

Однако главным делом жизни В. Н. Верховского была не наука химия, а её преподавание. Здесь он сделал необычайно много. Преподавать Вадим Никандрович начал с 1902 года. Сначала это было чтение лекций в вечерних школах для рабочих Техническом обществе, которое длилось свыше 10 лет. Одновременно с 1905 года он стал трудиться в Женском педагогическом институте, приняв предложение  известного профессора С. И. Сазонова.

 

Петербург. Женский педагогический институт

 

  

В. Н. Верховский среди студенток. 1913 год

 

В.Н. Верховский среди студенток Женского педагогического института.

 

Здесь по собственным  проектам Верховский создал первоклассные химические лаборатории и исполняя обязанности лаборанта, занялся глубоким изучением техники и методики химического эксперимента. Здесь он прошёл путь от лаборанта до профессора, заведующего кафедрой неорганической химии. А с  1906 года, по совету Сазонова, одновременно начал преподавать химию в Тенишевском коммерческом училище (училище князей Тенишевых) – центре педагогической мысли дореволюционной России.

Совмещение длилось 25 лет, продолжалось и тогда, когда училище превратилось в среднюю школу №192, а институт – в Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена

 

В.Н. Верховский среди  студентов химического  факультета ЛГПИ им. Герцена.

Вместе с С. И. Сазоновым В. Н. Верховский отстаивал существование в средней школе самостоятельного курса химии с большим удельным весом по отношению к другим предметам. Оба прекрасно понимали  значение химии в экономике страны и в развитии личности подростка. Сазонов  предложил В. Верховскому совместную работу  над созданием учебных пособий по химии для средней школы. И ими была создана первая систематическая программа по химии, которая проходила проверку в Тенишевском училище. Они же выпустили руководство для практических занятий, параллельных курсу химии, - небольшую книжечку под названием «Первые работы по химии». Работы проводились  с 1901 года, а книжка появилась в печати в 1907 году и выдержала 10 изданий, а последнее – в 1935 году. Пользовалась она большой популярностью.

С. И. Сазонов и В. Н. Верховский

Приведем несколько отзывов. «Книга представляет довольно редкое в нашей физико-химической литературе явление, и можно смело сказать, что если бы она была переведена, например, на немецкий язык, то… была бы очень заметною и в богатой учебной литературой Германии» (Н.С.Дрентельн. «Педагогический сборник военно-учебных заведений», 1908 г., март).

 «Описание самих опытов образцово по точности и по сжатости, причем, однако, все необходимое сказано и все наиболее вероятные упущения работающего предусмотрены. Вместе с тем способ изложения таков, что учащийся все время сам должен уяснять себе ход процесса, так что нет искушения проделать все механически, не потрудившись разобраться в том, что собственно происходит…» (Ю.С.Залькинд. «Русская школа», 1907 г., декабрь).

 «Даже среди многочисленных иностранных книг на ту же тему мы не знаем книги, более тщательно освещающей начинающему химику его первые шаги» («Физик-любитель», 1908 г., № 48).

В 1911 г. на основе богатого опыта преподавания и совместных педагогических исканий Верховский и Сазонов составили учебник «Элементарный курс химии»,433 страницы со 172 рисунками, который стал основой для совместного создания «Учебника химии», впервые вышедшего в 1915 г. и за 14 лет (1915–1928) выдержавшего 11 изданий. Оба учебника получили прекрасные отзывы.

В 1911 г. вышла в свет новая книга Верховского «Техника постановки химических опытов». Пособие для преподавателей, лаборантов, а также для лиц, самостоятельно изучающих химию. Она переиздавалась шесть раз. Последнее, посмертное издание опубликовано в 1959–1960 гг. В 1973–1975 гг. двухтомник Верховского был издан седьмой раз (при участии А.Д. Смирнова).  Рассчитана эта книга была на учителей школ и лаборантов вузов. При её написании автор учитывал свой преподавательский опыт, сколько труда и времени приходилось ему затрачивать для того, чтобы усвоив все лабораторные секреты, правильно продемонстрировать тот или иной опыт.

В последующие годы В. Н. Верховский не раз возвращался к этому своему пособию, дополнял, переиздавал его. Оно переиздавалось четыре раза уже под названием  «Техника и методика химического эксперимента в школе» профессора Верховского представляет собой уникальный в своем роде учебник химика-экспериментатора. Аналога ему нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Эта книга пользовалась известностью далеко за рубежом. В 1957 г. ее переводы были сделаны в Польше, а в 1962–1963гг. она вышла в Японии двухтомным изданием.

          

                                       

Несколько поколений учителей химии нашей страны осваивали химический эксперимент по фундаментальному (70 печатных листов) труду Верховского. В предисловии к четвертому изданию своей книги ученый писал: «Каждый, кому приходилось ставить химические опыты в школе, знает, сколько трудностей они представляют для начинающего. Цель настоящей работы – прийти на помощь главным образом преподавателю и лаборанту средней школы…»

«При составлении своей книги автор старался особенно подробно останавливаться на всех мелочах, которые могли бы облегчить и обезопасить труд экспериментатора, не стесняясь давать даже самые элементарные наставления. В вопросах, касающихся техники эксперимента, лучше привести лишние подробности, чем пропустить какие-либо указания, которые могут оказаться полезными».

«Особое внимание обращено автором на простоту приборов и опытов. Простота в постановке опытов, в особенности школьных, имеет большое методическое значение. Чем проще устроен прибор, чем меньше отвлекающих внимание ненужных деталей и «эффектов», чем проще манипуляции, тем ярче выступает перед учащимися само явление, которое они должны наблюдать и изучать».

С 1918 года В. Н. Верховский  принимал активное участие в работе различных комиссий по реформам школы при Наркомпроссе, проводил обширную культурно просветительную работу среди населения: читал лекции рабочим, матросам,  солдатам, командирам, инженерно-техническим работникам, учителям городских и провинциальных школ. Все лекции сопровождались химическими опытами, а для обучения сельских учителей в 1921-1923- е годы педагогом были разработаны простейшие опыты с примитивным оборудованием, которые демонстрировались в походной лаборатории под названием «вагон курсы».

В 1918 г. ученый был приглашен заведовать кафедрой неорганической химии во вновь организованный в Петрограде педагогический институт, в 1922 г. утвержден в звании профессора, а в 1938 г. ему была присуждена на основании совокупности работ без защиты диссертации ученая степень доктора педагогических наук. Он стал первым в истории России доктором педагогических наук по методике обучения химии. Под руководством Верховского была разработана первая советская программа систематического курса химии (1932), им с группой соавторов был создан первый  стабильный учебник по неорганической химии (1933), выдержавший 13 изданий, общим тиражом в 15 млн. экземпляров  и написана методика преподавания химии (1934 г., 1936 г. – 2-е издание).

По учебнику Верховского в школах СССР учились химии в течение 15 лет. Он был переведен почти на все национальные языки народов СССР и на многие западноевропейские и восточные языки (всего 20 переводов).

В его учебниках при выборе методов, способов организации деятельности школьников оригинальной оказалась реализация принципов наглядности, политехнизма, связи с жизнью, развития познавательных способностей учащихся, историзма и других. Не утратили своего значения представления Верховского о необходимости дополнительной литературы по химии (рабочих книг, тетрадей, хрестоматий), а также об обязательности для успешных и безопасных занятий химией продуманного устройства кабинета и лаборатории, многообразного оборудования.

Что это был за учебник, видно из отзыва известного американского методиста, соредактора“Journal of Chemical Education”, профессора университета в Сан-Пауло (Бразилия) Г. Рейнбольдта в письме к автору:

«Ваш учебник, переведенный на немецкий язык, представляет исключительный интерес. Его можно назвать образцовой педагогической работой. Он превосходен по логическому построению учебного материала, идущего от простейшего, и особенно по тому, каким образом в нем дано лишь самое главное. В противоположность многим другим учебникам для средней школы, мы имеем перед собою очень умную книгу, которая действительно содержит материал, разумно соответствующий познавательным способностям учащихся данных возрастов. Весьма интересна исключительная простота постановки опытов. Из этого видно, что многие важные и поучительные опыты могут быть поставлены даже при самых примитивных средствах. В моей теперешней работе это дает мне целый ряд ценных указаний».

О «Методике преподавания химии в средней школе» (Верховский в соавторстве с Я.Л. Гольдфарбом и Л. М. Сморгонским при участии А.Н. Коковина и К.Я. Парменова) писали: «Во многих вопросах ее составителям пришлось быть пионерами». Книга состоит из трех частей: в первой излагались методы преподавания химии, во второй и третьей давались указания по отдельным темам неорганической и органической химии. В этом руководстве, по словам Верховского, была поставлена задача «дать обоснования и разъяснения содержания и построения программы и стабильного учебника для средней школы, помочь учителю сознательно вести преподавание химии, пользуясь наиболее эффективными, с точки зрения авторов, методами, содействовать творческой работе учителя над методами преподавания, над воспитанием вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук».

Верховский отдавал предпочтение лабораторному уроку перед другими формами занятий. Под лабораторными уроками он разумел «такой прием преподавания, когда часть опытов, лежащих в основе разрабатываемого в плане материала, проделывается самими учащимися на их столах. Наблюдаемое сейчас же обсуждается всем классом, делаются выводы, приводящие к новым опытам. Эти опыты проделываются опять либо самими учащимися, либо преподавателем и т.д.». Он считал, что «групповые практические занятия, параллельные курсу, имеющие ценность в высшей школе, совершенно непригодны для средней школы, особенно для VII–VIII классов».

В.Н.Верховский, Я.Л.Гольдфарб, Л.М.Сморгонский –
соавторы первой российской методики преподавания химии
(середина 1930-х гг., фото из архива Ю.Я.Гольдфарба)

Верховский много времени занимался отдельными частными вопросами. Например, вместе с сотрудниками Ленинградского педагогического института посещал фабрики и заводы. В результате таких экскурсий были составлены два сборника под названием «На химических заводах» (1927), разработаны «модели-схемы» химических заводов, установок, аппаратов, показывающие внешний вид, внутреннее устройство и взаимодействие отдельных частей.  Учебное кино, которое возникло в 1910-е года тоже не осталось без внимания Верховского. Вместе со своим учеником и коллегой А. Н. Коковиным, начиная  с 1935 года,  были созданы учебные фильмы: «Производство водорода по железно-паровому способу», «Применение водорода», «Жидкий воздух и кислород, производство и применение», «Круговорот азота и водорода», «Производство  соляной кислоты и сульфата натрия».  Верховский активно работал над созданием учебно-методической литературы.

В 30-е годы он создал «Рабочую книгу по химии» и «Рабочую тетрадь  по химии» - первый комплект такого рода пособий по химии в нашей стране, написал «Химическую хрестоматию» подготовлено три выпуска на основе переводов книг Э. Слоссона «Созидающая химия».

В качестве докладчика Верховский выступал на всех съездах, совещаниях и конференциях, где обсуждались вопросы преподавания химии; был делегатом нескольких международных химических конгрессов, состоял активным членом Русского физико-химического общества (позднее Всесоюзное химическое общество им. Д.И. Менделеева), был председателем Ленинградской секции преподавания химии. Он подготовил 10 кандидатов наук.

В истории русской методики обучения химии Верховский – одна из самых крупных фигур. Методические идеи Вадима Никандровича  актуальны и ныне. Более 40 лет работал Верховский на педагогическом поприще, являлся деятельным членом методических комиссий. Он владел немецким и французским языками, хорошо знал особенности преподавания химии в школах Германии и Франции; критически осмысливал западный и русский опыт преподавания химии в средних учебных заведениях, создавал, апробировал и пропагандировал новое.     

Взгляды Верховского, его труды являются сплавом всего лучшего, найденного в области методики преподавания на рубеже ХIХ–ХХ вв. Тем, кто занимается реформированием нынешней школы, необходимо обратиться к трудам Верховского, чтобы избежать ошибок, не идти по ложному следу, не вести за собой учителей и учеников в тупик. Полезно прочитать труды Верховского и тем, кто учит детей, – для объективной оценки новейших программ, учебников, настольных книг. Для того, чтобы выбирать действительно лучшее, учитывающее более чем столетнюю теорию и практику преподавания химии, обогащать себя и учеников, опираясь на находки Верховского, противостоять неразумным инновационным веяниям, отстаивать действительно прогрессивные.

Профессор Верховский за многие годы работы преподавателем выработал четкие взгляды на место и роль химии в школе, время ее изучения; на содержание, принципы построения программ (как для пропедевтического курса химии неполной средней школы, так и для курса полной школы); на отбор материала для школьного учебника, размещение материала по годам обучения, на соотношение и взаимное положение теорий и фактов. Передовыми и привлекшими внимание методистов разных стран оказались отбор опытов для школы, методика их проведения; инструкции к ним, исследовательский, демонстрационный и ученический эксперимент; лабораторные уроки.

Учебник Верховского для 7-х, 8-х и 9-х классов – единый, подробный, с огромным числом опытов, иллюстраций к ним, детальными описаниями наблюдаемых процессов, четким указанием техники безопасности, условий удачи, объемов, концентраций веществ. В нем органично использованы сведения из курса биологии, глубоко изложены производственные, экологические проблемы, а также вопросы, касающиеся применения веществ. Изучение простых веществ идет по единому плану. Детей знакомят со значительно  большим числом конкретных представителей разных классов веществ, чем в настоящее время. Изложение всех вопросов логично, доказательно, просто, наглядно. Структура учебника рациональна.

Значительный объём методики В. Н. Верховского  приходится на частную методику – поурочные планы. Они вместе с содержанием соответствующих параграфов учебника настолько глубоко продуманы, что даже репринтное переиздание и учебника, и методики будет на пользу современному учителю. Придется лишь изменить трактовку некоторых теорий, касающихся строения вещества, технологических понятий, кинетики химических реакций.

До декабря 1941 г. он оставался в блокадном Ленинграде. В декабре был вывезен на самолете и эвакуирован в Кировскую область. Здесь ученый создал новую программу пропедевтического курса химии. Курс показывал выпускникам семилетки роль и значение химии и для конкретного человека, и для страны в целом. Профессор также организовал воскресный университет, где читал лекции; много занимался редактированием химической литературы; часто посещал школы, оказывал помощь местным учителям.

Свое семидесятилетие он встретил в Кыштыме Челябинской области, где в то время находился Ленинградский государственный педагогический институт (ЛГПИ им. А.И. Герцена). Профессор вернулся к прежней работе. Как и до войны, выезжал в ближайшие города и селения читать лекции учителям и учащимся.

 Заслуги Вадима Никадровича Верховского  перед отечественной наукой получили высокую оценку в 1940 году, ему было присвоено  звание заслуженного деятеля науки, в 1944 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени  и медалями  «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Летом 1945 г. Вадим Никандрович тяжело заболел. Полтора года он почти не покидал постели и медленно угасал, однако до последнего дня не прекращал работу над рукописью нового учебника для 7 класса. Он общался с  с коллегами и друзьями, живо  интересовался  делами Академии наук, направлял работу кабинета методики химии Ленинградского  филиала Академии наук.

 Умер Верховский 6 января 1947 г. в Ленинграде. Вся его жизнь была посвящена служению науке просвещению. Похоронен на Волковом кладбище, недалеко от могилы Д.И. Менделеева.

  Петербург. Волковское мемориальное кладбище

Верховский – крупнейший методист-химик, впервые разработавший научные основы методики преподавания химии, прожил долгую, полную неустанного труда жизнь. Профессор Верховский оставил нам свои ответы на вопросы: что такое беседа, лекция, экскурсия в школьном курсе химии; что такое школьный учебник, какова его роль в учебном процессе; как составлять конспект предстоящего урока, чтобы учителю было легко работать, а ученик мог осмысленно и полезно трудиться.

Таким образом, исследования и научные труды Верховского В. Н. способствовали установлению химии как учебного предмета в русской дореволюционной школе и особенно  в школе советского периода,  подтверждена.

                                                                                                               Р. Березенков

 

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024