Педагог с полувековым стажем

Педагог с полувековым стажем

Время быстротечно. Кажется, совсем недавно выпускница Бельского педагогического училища Настя Петрова впервые предстала в качестве учительницы перед своими первыми учениками. Между тем с тех давних пор прошло почти шестьдесят лет...

Анастасия Павловна Новикова очень хорошо помнит свой самый первый класс, тех мальчишек и девчонок, которые впервые сели за школьные парты в далеком сороковом году.

Она и сама была тогда совсем юной девушкой. Думала ли начинающая учительница о том, что вся ее дальнейшая судьба теперь будет тесно связана со школой.

Что предопределило выбор профессии для девочки из простой многодетной крестьянской семьи? Прежде всего, любовь к детям. Моя собеседница не задумываясь поставила это качество во главу угла. А ведь иначе и быть не могло. Без этого пятьдесят один год педагогом вряд ли отработаешь.

«После окончания педучилища по распределению я попала в Тумановский район Смоленской области в Царево-Займищенскую неполную среднюю школу учителем начальных классов, - рассказывает Анастасия Павловна. - Отработав год и получив положенный отпуск, я поехала к родителям в Подвойское. Здесь  меня и застало известие о начале войны. В те времена с дисциплиной было очень строго. По окончании отпуска я обязана была в срок явиться на работу. Пришлось ехать, невзирая ни на что.

Добиралась на попутках через Кавельщину и Комары. Уже тогда повсюду в лесах стояли полевые госпитали и несмотря на то, что немцев в этих краях еще не было, по всему чувствовалось, что приближается страшное время.

Наступил сентябрь. Немцев в селе по-прежнему не было. В школе начались занятия, но уже в первые дни осени отзвуки войны докатились и до нас. В один из дней я как обычно вела урок. Совершенно неожиданно началась бомбежка. По всей видимости, бомбили находящийся неподалеку асфальто-бетонный завод. Мы с ребятами легли под парты. Я молила бога, чтобы с нами ничего не случилось. К счастью, на Царево-Займище не упала ни одна бомба.

После бомбежки в школу прибежали родители. Детей разобрали по домам и больше на занятия не пускали.

Еще до прихода немцев многие педагоги школы стали готовиться к эвакуации. Я же ехать с ними отказалась, решила, что оставшись здесь, буду поближе к родным».

Анастасию приютила семья ее подруги Вали, тоже учительницы. Ее выдавали за одну из сестер. У них девушка и жила в оккупации. Работала наравне со всеми. Одинаково ловко орудовала и граблями, и лопатой, и косой.

Почти перед самым освобождением Настю вместе с другими молодыми девчатами погнали в Германию. Идти приходилось пешком, спать прямо на земле. Таким образом их довели до Ельни. Здесь пленных загнали в сарай и решили поджечь. К счастью, в это время начался мощный авиационный налет советских войск. Бомбежка посеяла панику среди гитлеровцев и они отступили в леса, забыв обо всем.

Анастасия добиралась домой долго и трудно. Родная деревня оказалась почти полностью уничтоженной. Но родители и сёстры были живы. Ее возвращение было более, чем желанным.

«Отец с матерью пожили недолго, - вспоминает Анастасия Павловна. - Один из братьев погиб на фронте, другой подорвался на мине уже после освобождения, сестры разъехались. Тогда я работала в Корчежинской школе. Она располагалась сначала в Цыганах, затем в Пахомине и Егорье. Каждый день из Подвойского ходила на работу пешком.

В то время демобилизовался с фронта мой бывший одноклассник Александр Новиков. Вскоре мы поженились.

По семейным обстоятельствам я перешла на работу в Конновскую начальную школу. А в 1951 году наша семья переехала в город. Первые два года работала в педагогическом кабинете отдела образования, затем перешла в начальные классы Бельской средней школы. Отсюда и ушла на пенсию.

Сколько бывших выпускников городской средней школы называют Анастасию Павловну Новикову своей первой учительницей, сказать трудно. Многие из них уже давно стали мамами и папами, а некоторые даже бабушками и дедушками.

Я спросила у Анастасии Павловны, чем была для нее ее работа. Радостью и смыслом жизни, последовал ответ. Она любила приходить в класс заранее, чтобы успеть подготовиться к уроку. Ей нравилось учить детей. Она уважала своих учеников, и они отвечали ей тем же.

Дети считали ее строгой учительницей. Она была действительно строгой, но в то же время справедливой, что очень важно в работе педагога.

Анастасия Павловна «Отличник народного просвещения». Долгое время, пока была возможность, работала уже будучи на пенсии.

После того, как она оставила работу, долго скучала по школе. Особенно остро это ощущалось в день первого школьного звонка, когда мимо ее окон проходили нарядно одетые школьники с большими букетами цветов. С наступлением сентября чувство легкой грусти не покидает и по сей день.

Нет, бывшие ученики ее не забывают. Обязательно здороваются, передают приветы, заходят в гости. Все, и те, кто нашли свое место в жизни, и те, кто по какой-то причине оказались за ее бортом, при встрече говорят своей первой учительнице искренние слова благодарности за ее труд, доброту, справедливость, за то, что учила самому главному - любви и уважению к ближним.

Что может быть для учителя более значимым?

Н. ВАСЮРИНА.

 

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024