ОХ, ЭТА СВАДЬБА!
Ох, эта свадьба!
Наверное, каждому из нас знакомо чувство сожаления, что в свое время упустили возможность и не записали чей-то рассказ о традициях и обычаях семьи или деревни, понадеявшись «а, потом», «а, и так запомню». Вот и я не могу себе простить, что не включала магнитофон, когда мои бабушки Саши (так получилось, что у них были одинаковые имена) начинали вспоминать о своей молодости. Кстати, одинаковому имени находится простое объяснение — они родились с разницей в 12 лет, в 1888 и 1900 годах, в один день 21 ноября.
Младшая бабушка Саша очень любила рассказывать нам про деревенские свадьбы. Эти рассказы мы с сестрой слушали как сказки. Особенно те места, где речь шла о деревенских колдунах. Уже позже, когда я стала работать в музее и изучать местный фольклор, узнала, что колдуны на крестьянских свадьбах были не только обязательными, но и очень почетными гостями. Ведь у вступавших в брак часто бывали завистники, стремящиеся навести на молодую пару порчу или сглаз. Бывали случаи, когда на дорогу по пути свадебного поезда бросали мертвых птиц, чаще всего курицу или петуха, или животных, кошек и собак. Это был недобрый знак, означающий, что молодые в будущем не будут счастливы, что их ждет какая-то беда в совместной жизни. Отвратить будущие несчастья и должен был местный колдун. Его приглашали в число поезжан, то есть участников свадебного поезда, ехавшего в церковь на венчание и обратно. За столом он сидел в переднем углу, чванился, что-то нашептывал, делал разные таинственные движения. Словом, вел себя так, чтобы о нем на честном пиру не забывали и с ним считались.
Иногда на свадьбах встречалось двое колдунов — тот, кто порчу наводил, и тот, кто должен был ее снять. И между ними вспыхивало своеобразное соревнование. Помню такой бабушкин рассказ: свадебный поезд не мог тронуться с места. Как ни погоняли лошадей, они вставали на дыбы, выворачивали оглобли, но не шли дальше. Тогда на помощь позвали колдуна. Тот смог успокоить лошадей, и свадьба двинулась дальше. Но тут из толпы вышел старичок, бросивший под ноги лошадям горсть гороха со словами, к сожалению, все я их не помню, а только конец; «.... жених и невеста, а кони ни с места». И свадебная процессия снова встала. Оказывается, для этого заговора нужна была особенная горошина, вернее, ее стручок, который в природе встречается крайне редко, с определенным количеством горошин в ней. И брошенные под ноги лошадям со словами заговора они вызывали такой эффект.
После этого и началось между колдунами состязание. К сожалению, не могу вспомнить его все. Помню только кульминацию. Один из них взял камень, сжал его в руках. И из него полилась вода. А второй изрубил редьку, взял измельченную массу в руки, сжал и показал гостям вновь целый плод. После чего свадебный поезд спокойно тронулся в дальнейший путь.
Едва ли бабушка сама была свидетелем всего этого. Скорее, просто повторяла нам чьи-то рассказы. Но не такими ли рассказами, услышанными в детстве от своих крепостных нянек, была навеяна идея написания А.С. Пушкиным и Жуковским их сказок о спящих красавицах?
И не к тем ли далеким, почти сказочным временам относится и современный обычай наших невест накалывать на подол своего подвенечного платья многочисленные булавки?
К свадебному наряду бельские невесты и в старину относились с особым трепетом. В отличие от современных невест, наши бабушки не выставляли на показ соблазнительные части своего тела. Напротив, наряд отличался скромностью, но был изыскан и красив. Как и сейчас, подвенечное платье было вещью дорогой. Поэтому часто в одном платье венчалось несколько поколений. Но вот для моей бабушки платье поехали покупать в уездный г. Белый. На одну повозку погрузили 10 мешков зерна, на другую сели сами: будущая невеста, мать, отец и старший брат. Хотя моя бабушка и венчалась уже в первые годы советской власти, но новый порядок в нашу глубинку еще не пришел, почитание к помещикам еще не искоренилось, а выдавали ее замуж, дочку довольно зажиточного крестьянина, за младшего сына сравнительно небогатого бельского дворянина, за которым было всего 39 десятин земли. Поэтому ударить в грязь, как говорится, перед знатными родственниками родители невесты не могли. В знаменитом торговом доме Грековых долго выбирали ткань. Нравилась и розовая, и голубая. Остановились на розовой. Тут же пошли к портнихе. А на другой день отец погрузил на повозку еще 10 мешков пшеницы и привез любимой доченьке и голубую ткань, из которой было пошито платье на второй день свадьбы. Была у невесты и беличья шубка с воротником из чернобурки.
Не менее тщательно подходили к выбору обуви. Купили красивые туфельки в тон платью. И тут встал вопрос, в чем невесте ехать в церковь. Тогда дедушка свалял валеночки типа «прощай, молодость», в которые можно было обуться прямо в туфлях. А когда бабушку привезли в церковь, братья приподняли ее на руках и эти валеночки слетели с ног.
Как же наши бабушки и прабабушки подходили к выбору даты свадьбы? Как правило, свадьбы играли осенью. Этому можно найти ряд объяснений. В Егорьевском приходе, откуда мои бабушка с дедушкой, престольным праздником считался день иконы Казанской Божией Матери. А именно Казанская Божия Матерь является покровительницей супружеских пар, оберегающей семейный очаг. Так вот свадьбы у них в деревне назначались именно на этот праздник. Чаще всего на 4 ноября, то есть на зимнюю Казанскую, когда и полевые работы были закончены, да и санный путь к этому времени устанавливался. Конечно, играли свадьбы и в другие дни. Но никогда в пост. И благословляли молодых тоже, как правило, иконой Божией Матери. Еще одну икону невеста получала от своей крестной матери.
Но свадьбе, как известно, предшествовало сватовство невесты. Оно в нашей местности едва ли чем отличалось от других соседних уездов. Родители жениха отряжали сватов к родителям приглянувшейся девушки, или девки, как говорили у нас. Те со словами: «У нас купец, а у вас товар. Не продадите ли нам?» - заходили в дом невесты. Девушек редко не выдавали замуж сразу. Но если такое случалось, то родители старались найти вежливую причину отказа — невеста молода, приданое маловато, самим пока такой товар нужен. А чаще всего такому купцу в семье были рады. И оговаривали дату предстоящего богомолья, то есть день, когда будет объявлено о предстоящем венчании. В назначенный день отец жениха или сват, прихватив полагающиеся в таком случае подарки: вино, пряники, мыло — идут в дом невесты. Перед образами зажигается свеча. И собравшиеся молятся, прося у Бога благословения на создание новой семьи. А затем садятся за стол и пьют. Не зря этот день называется запой или рукобитье. А невесте в это время предписывалось сидеть где-то в дальней комнате или вообще чулане и плакать, страдать. А подружки ее успокаивают. В разгар застолья сват идет к невесте с пряником и мылом. Преподносит ей этот гостинец от жениха и велит успокоиться и «мыться, под златами венец собираться». На запое оговаривалась дата свадьбы, приданое, состав гостей.
Обе мои бабушки замуж вышли не по любви. Однако обе в браке были счастливы. Как выбирали женихов для них? Они были разного достатка, поэтому и подход был разный. Старшая бабушка рано осиротела. Причем на руках у нее осталось семь младших сестер. Не каждый с таким довеском молодую жену в дом приведет. Видимо, вспоминая то время, она нам часто пела такую песню:
Хороша я, хороша,
Да плохо надета.
Никто замуж не берет
девушку за это.
Пойду с горя в монастырь,
Богу помолюся...
И так далее. В этой семье важно было, чтобы не оказалось вековух, чтобы все были пристроены. Поэтому все девочки сутками сидели и шили себе в приданое очень красивые вещи. Они и сейчас хранятся в нашем музее. Так что выбирать ей особенно не приходилось. Жених был тоже небогат, да к тому же и нелюбим. Но, когда она, было, заупрямилась, родня быстро осадила ее словами: «В тот дом выходить можно. У них двенадцать жердей лаптей наготовлено».
Другая бабушка мало рассказывала о приготовлении приданого. Ее отец, глядя на соседнего помещика, всех своих шестерых детей определил в церковно-приходскую школу в соседнее село. И сам возил их туда ежедневно. Когда бабушка, которая тоже была старшая из четырех дочерей, посчитав, что учеба не так важна, как будущее приданое, решила в школу больше не ходить, то отец не позволил ей это сделать. Прикрикнул на дочь с матерью: «Я и пряху и ткаху поперек лавки положу». И выбирая ей жениха, смотрел, как говорится на породу, то есть родню будущего зятя: семья крепкая, дружная, а главное — работящая, несмотря на свое положение.
Перед свадьбой в доме невесты собираются вечерены, на которые приглашаются все ее родные. Отец жениха привозит вино и угощение. А еще восковую свечу, которую передает отцу невесты, чтобы тот вместе со своей свечой зажег ее перед образами со словами: «Дай Бог, чтобы наши молодые детища так дружно жили и друг друга любили».
За столом отец жениха, наполнив рюмку вином, передает ее будущему свату со словами: «Соверши, Господи, что задумали да загадали». И затем подносит вино гостям по старшинству. Круговая рюмка ходит по кругу до тех пор, пока не выпито все вино за исключением одного полуштофа, специально приготовленного для невесты и ее подружек. Его отец жениха передает матери невесты, а та несет его в чулан и угощает подружек и невесту. А затем выводит ее на показ свату. Он подает ей пустой стакан, который та, наполнив вином, передает обратно. Выпив вино, он кладет в него для невесты деньги. Таким образом, невеста обходит всю застолицу. Ее подружки в это время поют песни. Причем, если кто-то положит мало денег, получает от них насмешливую песню. Закончив этот ритуал, она сама начинает плакать и причитать: «Последнюю, родимый батюшка, у тебя ноченьку ночую. Верно, не мила стала, что в чужие люди отдаете». И так далее. Тут отец жениха подходит к ней с пряником: «Вот тебе мой сын прислал подарочек. Не плачь, не печалься, а под злат венец собирайся». На этом и заканчивается вечеринка.
А на следующий день молодых ждет венчание. В церковь они едут каждый своим ходом, со своей родней. В церкви молодых вместе сводят сваты, то есть родители. Их опоясывают одним большим полотенцем и ставят у аналоя на постланное полотенце. Шагая на полотенце, молодые стараются наступить друг другу на ногу. Была примета: кто первым наступит, тот и будет главенствовать в будущей семейной жизни.
После венчания все гости едут в дом невесты на еще один обряд — повиванья. Он заключается в том, что родные заплетают ей косу, надевают повойник и кокошник и покрывают белым платком. А гости в это время принимают легкое угощение.
Затем, посадив невесту, или, вернее, уже молодую жену, в повозку к жениху, отправляются в женихов дом на свадебный пир. На нем тоже надо было исполнить несколько обрядов. Во-первых, гости у ворот должны были попросить ночлега. Хозяин дома покуражится, но, в конце - концов, открывает для гостей ворота, а мать жениха в это время выносит образ и на полотенце каравай. После полагающихся в таких случаях слов приветствия молодые, посыпая хмелем, входят в дом, где за праздничный стол их сажают на скамью, покрытую бараньей овчиной.
Надо сказать, что в наших деревнях в семейных обрядах часто использовалась овчина. В ней видели символ богатства и счастья. Именно на овчину в первые минуты жизни укладывали новорожденного младенца. Мне кажется, что этой традиции существует простое объяснение. Свадьбы проходили, как правило, в холодное время года. И чтобы молодые не замерзли, сидя чинно за столом, когда другие во всю веселятся и пьют за их здоровье, им и создавали, таким образом, тепло, оберегая от сквозняков. По окончании пира мать жениха, или уже свекровь, отводит молодых спать.
Поутру их будят. Причем в каждой деревне по-разному. Разнится и второй день свадьбы, где просто идет продолжение пира, а где гости собираются на блины или оладьи, приготовленные молодой женой. Она не должна была ударить в грязь лицом, напротив, показать всем, какой хорошей хозяйкой вырастила ее мать. Помня, видимо, этот обычай наши бабушки с детства учили нас печь блины на опаре, подходные, на сыворотке, с припеком, крахмальные. Фаршированные морковью, яйцом и маком блины и сейчас у родни моей мамы являются коронным праздничным блюдом. Но я столкнулась и с тем, что в других местах, в частности в Торжке, блины подавались исключительно на поминки. На праздничных столах им места не было.
Угощать молодуха, как звали в нашей местности молодых жен, начинала со свекра и свекрови. Затем шла вокруг стола, предлагая гостям также и вина. Многие гости разбивали свои стаканы, ссылаясь на его горечь. Требовали подсластить. И молодые целовались. Затем с особым ритуалом вносился свекровью пирог, который разрезался на число гостей. А затем уже на столе появлялась каша, съев которую из глиняного черенка, свекор бросал его о печку со словами: «Сколько черепков, столько чтоб у молодых и детей было». Осколки посуды собирали дети, которые до этого тихо сидели в закутке. Кто-то из них притаскивает в дом солому, сено, мусор. Молодая убирает все это, но сору меньше не становится. Тогда она просит помощи у свекра. Этот ритуал, а особенно обращение за помощью к свекру, тоже своего рода символ — она как бы заранее просит его помогать в воспитании будущих детей. За эту помощь молодая наливает стакан вина и на расшитом своими руками полотенце подает свекру. Тот выпивает, вытирается им и говорит слова напутствия: «Дай, Бог, чтобы у тебя, невестушка, всегда были чисты и белы детки, как это полотенце». Затем молодая одаривает такими же полотенцами всех близких родственников своей новой семьи. На этом, по сути дела, пир и заканчивался. А молодые, пожив какое-то время вместе с родителями мужа, отправлялись обживать свой собственный, построенный где-то поблизости на хуторе специально для них дом. А поскольку семьи в ту пору были большие, то со временем после отмены крепостного права у нас появились довольно большие поселения семейных кланов, где что ни дом, то родственник. Так, в частности, у нас появилась деревня Котлярово. Да и в деревне Хоняки, где родилась моя мама, чужих тоже практически не было. Сплошная родня да кумовья.
В качестве примера свадебных песен приведу одну, которая была записана в Чичатском сельском совете Бельского района:
Пошел мой конь вороненький
На новаю канюшню,
На новаю канюшню.
«Чаго ж, мой конь вороненький,
Тяжело уздыхаешь,
Тяжоло уздыхаешь?»
«Иль я силён, иль я груздён,
Иль мыя милая.
Иль мыя милая?
Мыя милая, мыя милая
Валька мылыдая,
Ой, Валька мылыдая». –
«Ня ты тяжёл, ня ты груздён,
Не твыя милая,
Не твыя милая.
Не твыя милая, не твыя милая,
Валька мылыдая, ой,
Валька мылыдая». –
«Аи, тяжки ж мне ды конику,
Тяжные поездки,
Тяжные поездки.
Тяжола мне и груздна мне
Дальнея дорожка,
Дальнея дорожка.
Дальня дорожка, дальня дорожка,
Ремённая плётка,
Ремённая плётка».
Пошел мой конь вороненький
На новаю канюшню,
На новаю канюшню.
«Чаго ж, мой конь вороненький,
Тяжело уздыхаешь,
Тяжоло уздыхаешь?»
«Иль я силён, иль я груздён,
Иль мыя милая.
Иль мыя милая?
Мыя милая, мыя милая,
Валька мылыдая,
Ой, Валька мылыдая». –
«Ня ты тяжёл, ня ты груздён,
Не твыя милая,
Не твыя милая.
Не твыя милая, не тзыя милая,
Валька мылыдая, ой
Валька мылыдая». –
«Аи, тяжки ж мне ды конику,
Тяжные поездки,
Тяжные поездки.
Тяжола мне и груздна мне
Дальнея дорожка,
Дальнея дорожка.
Дальня дорожка, дальня дорожка,
Ремённая плётка,
Ремённая плётка».
Аналогичные песни исполнялись и в других деревнях нашего бельского края. Ведь и сам свадебный обряд в разных частях уезда за исключением отдельных нюансов мало чем отличался. И его частицы можно и сейчас встретить в современных пышных свадьбах. Хорошо, что возвращается мода на старину. Может, со временем в наши дома вернется и мода на целомудрие, порядочность и доброту.
Г.И. Муратова, заведующая Бельским краеведческим музеем