Всю любовь отдавала детям...
Всю любовь отдавала детям...
В Чичатах и близлежащих деревнях вряд ли найдется человек, который не знает Т. П. Алексееву. Эта интеллигентная женщина всю свою жизнь работала учителем в школе и привила не одному поколению ребят любовь к математике и физике. Общий педагогический стаж Тамары Прохоровны - 50 лет. Труженица тыла, ветеран педагогического труда оказалась общительным человеком, с открытыми душой и сердцем. Тамара Прохоровна рассказала о своей жизни, судьбе, о работе с детьми.
«Я родилась в 1928 году в деревне Пасино Оленинского района в многодетной семье, в которой, кроме меня, было еще четверо детей. Родители были из простых рабочих, трудились в совхозе, держали дома личное подворье. Нас, детей, с раннего возраста приучали к труду. Когда мне исполнилось 9 лет, я пошла учиться в Городковскую школу. Учеба давалась легко, четыре класса закончила с отличием.
Когда началась война, я перешла в пятый класс. Через две недели после начала нового учебного года Городковская школа закрылась. А уже в октябре Оленинский район был оккупирован. Всю живность в деревне немцы забрали и забили. На улицах не осталось даже собак. Страшно вспоминать, какие лишения пришлось пережить нашей семье. Две недели мы прятались в лесу, но то, что немцы могли принять нас за партизан и расстрелять, заставило вернуться обратно в деревню. Питались, чем могли. Летом собирали траву и ягоды.
В марте 1943 года наш район освободили от немецко-фашистских захватчиков. Отец не дожил до этого дня два месяца. Средний брат Николай пропал без вести, а старший, Филипп, прошел военный путь от Брестской крепости до Сталинграда, воевал в Праге. Живой и невредимый вернулся домой в 46-м. Среднюю сестру при отступлении немцы погнали в Белоруссию. Через год ей удалось сбежать из плена.
В 1943 году открылась школа. Но из-за того, что нужно было помогать матери, я отказалась возвращаться к учебе. Как и большинство детей войны, наравне с взрослыми помогала восстанавливать хозяйство в районе. Летом в совхоз пригнали молодняк коров. До сих пор помню чувство радости от того, что нам с матерью выделили одну телушку.
Через год меня приняли в 5 класс с испытательным сроком. Я смогла показать себя в учебе и была зачислена в ряды учеников. В итоге закончила семилетку лишь с одной четверкой.
После окончания школы поступила в Бельское педагогическое училище, попасть в которое из-за строгого отбора было совсем не просто. Моими наставниками были замечательные люди: директор педучилища В. Г. Павлов, педагоги Е. С. Дмитроченкова и И. К. Щербаков. Это были люди с большой буквы. Мы, тогда еще молодые студенты, старались равняться на них, словно губка, впитывали каждое их слово. Примером были и педагоги школы, у которых мне довелось проходить практику. Это А. И. Дмитроченкова и М. А. Маторина.
В 1951 году я окончила педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. Но так сложилось, что мне по распределению предложили работу преподавателя математики и физики старших классов Щучейской школы Жарковского района. Там же я встретила своего супруга, преподавателя биологии Степана Андреевича Фролова; Заочно поступила в Великолукский учительский институт и с успехом окончила его.
В 1959 году Степану Андреевичу предложили вакантное место директора Чичатской школы. Уезжать из Жарковского района нам обоим не хотелось. Было жаль расставаться с учениками, коллегами, полюбившейся местностью и ее жителями.
На новом месте обосновались быстро. Сами не заметили, как Бельский район стал нашим вторым домом. Легко влились и в педагогический коллектив Чичатской школы, где супруг проработал директором до 1987 года. За время его руководства были возведены пристройка со спортзалом и большим коридором в школе, интернат для учащихся и два дома для педагогов. Мой супруг был награжден многочисленными грамотами и нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».
За 41 год моего преподавания в Чичатской школе (с 1959 по 2000 гг.) я выпустила четыре поколения школьников. До сих пор помню каждого из них. Для меня, как педагога, каждый ученик был особенным и любимым. Ведь для человека, выбравшего профессию учителя, важно любить не только то, что преподаешь, но и тех, кого учишь. «На работу, как на праздник». Это было мое состояние, когда я шла в школу. Работали много. Помимо уроков, классного руководства, внеклассных мероприятий, преподавания в вечерней школе, мы читали лекции для населения в клубе, участвовали в художественной самодеятельности, ездили с творческими концертами по району. Начиная с весны, помогали с детьми в колхозных делах, заготавливали семена, выращивали овощные культуры. Но это были лучшие времена. Я часто вспоминаю те годы, но еще чаще - своих учеников. Ребята были дисциплинированные. Не припомню ни одного хулигана, который бы учился из рук вон плохо или срывал уроки. Всегда старалась быть для детей не только педагогом, но и другом. После уроков они часто приходили к нам домой, особенно те, кто проживал в интернате. Они скучали по дому, и, наверное, пытались найти у нас поддержку. Я и Степан Андреевич всегда были им рады.
Один из моих бывших учеников как-то признался: «Тамара Прохоровна, мы никогда вас не боялись, но всегда уважали». Эти слова для меня, как педагога, являются лучшей наградой. Огромной радостью всегда была новость, что «кто-то из моих» нашел себя в любимой профессии, выбился в люди, создал семью, растит внуков».
Сейчас Т. П. Алексеева живет одна. Супруг ушел из жизни еще в 1993 году. Три года назад скоропостижно скончался сын Михаил. Но обязательно каждый месяц из Подмосковья приезжают навестить дочь Людмила и внучка Оксана. Несмотря ни на что, Тамара Прохоровна ни разу не пожаловалась при нашем разговоре на жизнь, она старается держаться молодцом, хотя и имеет 3 группу инвалидности и передвигается по дому с помощью ходунков. Добрым словом отзывается женщина об односельчанах, которые никогда не отказывают ей в помощи.
В сентябре бывший педагог отметит 90-летний юбилей. Ее ученики, многие из которых уже сами бабушки и дедушки, до сих называют ее «наша учительница».
Ольга ШОФЁРОВА.