Легенды о Белом

Писатель Фёдор  Папкович и его народные предания о городе Белом

Многим бельчанам известны легенды о нашем городе, связанные с Бездонным озером, Поклонной горой и др. Они были опубликованы краеведом П.С. Поляковым.

Дошли до нас они благодаря нашему земляку писателю Федору Федоровичу Папковичу. Отец его был обер-офицером. После окончания Бельской приходской школы в 1812 году Федор был зачислен в штат писцов одного из бельских присутственных мест.

Одаренный светлым умом, прекрасной памятью, стремлением к чему-то высшему, Папкович мечтал вырваться из душной атмосферы канцелярии, и, настойчиво преследуемый мыслью оставить малую родину, которая не представляла ему никакой отрадной перспективы в будущем, он нашел случай переселиться в Санкт-Петербург, где при помощи добрых людей определился в какой-то департамент на службу.

Чуждый развлечений, свойственных молодости, Попкович углубился в самопознание, занялся серьезным чтением и сблизился с просвещенными людьми, общение с которыми благотворно влияло на него и образовывало его ум.

Он занялся латинским языком, вдался в филологические исследования о древнем санскритском языке, принялся за разработку исторических материалов. И подвижки его в этом направлении увенчались успехом.

Тогдашние литераторы протянули ему дружескую руку, и, по предложению Федора Николаевича Глинки, Папкович был избран в действительные члены Санкт-Петербургского общества любителей словесности.

Общество ценило знания и способности Папковича; это видно из того, что он неоднократно избирался в должностные лица: так, во вторую половину 1819 г. он был цензором прозаических статей, в первой половине 1820 г. — библиотекарем и членом цензуры и комитета, в котором во вторую половину состоял, кроме того, и секретарем. Папкович умер в Петербурге "не старее 35 лет", т. е. около 1835 г. Он состоял также действительным членом Общества любителей словесности, наук и художеств.

Из статей Папковича напечатаны в "Соревнователе Просвещения и благотворения" следующие: 1) "Изустные народные предания о городе Белом Смоленской губернии" (1818 г., ч. II, № 4, стр. 126—130; перепечатано в "Смоленских губернских Ведомостях" 1857 г., ч. неоф., № 34); 2) "Жизнь И. И. Шувалова" (там же, № 6, стр. 401—423), — статья, составленная по запискам, сообщенным кн. Ф. Н. Голицым, и читанная на полугодичном собрании Общества 24-го июня 1818 г.; 3) "О воображении" (перев. из "Dziennik Wilenski" — (1819 г., ч. VII, стр. 25—42); 4) "Плач родителей над прахом сына". Отрывок из поэмы Рама-Яна, творения на санскритском языке индиянина Вальминия; переведено из недавно вышедшей в Варшаве книги "O Stacoianach i ich pobratymcach"(ч. VIII, стр. 3—21).

Кроме того, Папкович в 1818 г. на публичном собрании Общества 20-го мая читал свое сочинение в прозе "Поляки в 1812 году".

Жизнь Федора Федоровича была недолговечной. Не успев самовыразиться, в возрасте 35 лет он умер, т. е. около 1835 года.

К сожалению, все статьи его уже забыты, да и память о нем сохранилась лишь благодаря бельскому дворянину Николаю Матвеевичу Ельчанинову.

Ельчанинов знал лично Папковича с 1825 года, а потом, уехав из Санкт-Петербурга, потерял его из виду.

Значительно позже в доме одного из своих родственников он нашел кучу старинных журналов, в том числе несколько трудов Общества любителей Российской словесности за 1818 год. Перелистывая эти книжки, Николай Матвеевич напал на статью «Изустные народные предания о городе Белом Смоленской губернии», подписанную Папковичем.

При чтении статьи в нем возродилось желание напомнить об авторе в его родном крае, и он попросил редактора «Смоленских губернских ведомостей» опубликовать сочинения Папковича в неофициальной части газеты. Статья была напечатана в 1857 году в № 34 «Ведомостей» на страницах 206-208.

Думаю, читателям будет интересно познакомиться с ней, несмотря на то, что многие уже слышали эти легенды, но в измененном стиле.

Т. Чистякова

О городе Белом

Белый окружается с севера и востока длинным хребтом возвышений и болотами; с юга - горами - Поклонною и Красною.

Болото, городовое озеро, огромный насыпной вал и другое озеро - Бездонное - заключают западную сторону.

Сей город основан, так сказать, рожден и погребен среди лесов, между гор и озер. Начало его покрыто мраком неизвестности, и светильник истории озарил его не прежде XIV столетия. Многие причины заставляют, однако же, верить, что он существовал перед тем еще очень долго.

В окрестностях оного находят древнее оружие, а возвышенные во многих местах целые ряды могильных бугров – вековые хранилища костей человеческих, памятники совершенных там великих событий и кровавых битв враждебных народов.

Бездонное озеро

В старину, когда город был еще славен, многолюден и обширен, так что одних церквей и монастырей 77 насчитывали, в один из праздников Святой Пасхи множество жителей стеклось ко всенощной в монастырь, стоявший на этом самом месте, где теперь Бездонное озеро.

Внезапно потряслась земля, расступилась, и открытая пропасть пожрала монастырь со всеми в нем бывшими. Ужасную бездну захлынула вода; образовалось озеро. Предпринимали измерить глубину, опускали гири на стосаженных цепях - все напрасно, дна не достигли.

Пускали в него щуку с продетым сквозь жабры кольцом; через сорок верст, в озере Чичатском, очутилась она через некоторое время.

Таким образом, узнали о подземном сообщении сих вод; а всплывший на поверхность озера руль и другие обломки разрушенного корабля убедили и в важнейших сообщениях; жители назвали озеро Бездонным.

Гора Красная

Король Польский перенес шатры свои на сию гору и дал великий пир своим воеводам. Солнце лежало на златотканых наметах королевских; и ветры развевали знамена разноцветные. Гора оказалась одетою в серебро и пурпур.

С тех пор прослыла она Красною.

Поклонная гора

Были времена страшные, ходили рати сильные. Поляк и злой литвин нападали на Белую. Леса темные, болота непроходимые не защищали ее; Москва была далеко, враг сходился за горою близ города. Беляне стекались в храм Божий, молились, подняли Святые Иконы с хоругвями церковными и пошли на неприятеля. «С одним Богом на сто врагов», - говорили они и пустилися. Взошли на гору: показалися станы польские и литовские.

Тронулись враги навстречу им: приближались, завидели Святые Иконы с хоругвями церковными, и очи их смутились. Недопустил их Бог злодействовать, назад идут - путь видят; вперед взглянут - опять очи их меркнут. Тут узнали они зло свое и раскаялись. Отдали Поклон Святым Иконам с хоругвями церковными и отступились от города.

Беляне возвратились с честью и назвали гору Поклонною.

 

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024