ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ: ДЕТСКИЙ САД "ЛАНДЫШ"

                  История одной фотографии: детский сад «Ландыш»

Для нас современников, живущих в век нано технологий, обычные фотографии перестали являться ценностью и давно утеряли бережное к ним отношение. В прошлое ушли семейные фотоальбомы с традицией их просмотра в кругу детей и гостей. А ведь еще недавно, каких- то полвека назад, любая семейная фотография представляла немалую ценность для каждого члена семьи наравне с ценностью личных документов. Их бережно хранили, оберегая от сырости и солнечных лучей, передавали из поколения в поколение. Иногда дарили музею. Ведь фотоснимки — это история в лицах. Благодаря таким подаркам в Бельском краеведческом музее создана обширная фототека истории нашего края.

Мой  рассказ пойдёт о фотографии начала двадцатого века, пережившей вместе с ее хозяйкой немецкую оккупацию, послевоенную разруху и бытовую неустроенность. Фотоснимок сделан в мае 1920 года. А его история такова.

До революции школьными делами в Бельском уезде, как и во всей стране, ведала земская управа, где для этого существовал школьный стол. За год до февральских событий школьный стол был реорганизован в отдел народного образования в составе трех подотделов: внешкольного, школьного и дошкольного. В задачи последнего входила организация сети дошкольных учреждений - детских садов, летних оздоровительных площадок, детских яслей, а так же контроль за их снабжением, санитарным состоянием и ремонтом зданий. Цели и задачи Советская власть поставила хорошие, но претворение их в жизнь было сопряжено с большими трудностями, и не все исполнялось так красиво и правильно, как писалось на бумаге.

Созданные новой властью детские сады и ясли являлись бесплатными и предназначались для детей самого бедного слоя населения - рабоче-крестьянских семей, находящихся в трудном положении: без одного из родителей, многодетные и с низким достатком. Зачастую в них принимали по 2-3 ребенка из одной семьи в возрасте от двух до восьми лет.

В нашем городе в первые месяцы организации детских садов остро встал вопрос с набором детей. Неграмотное население не понимало назначения садов и не желало отдавать в них детей, опасаясь за их безопасность. Для решения этой проблемы сотрудники Бельского отдела образования проводили агитацию на общих городских собраниях и в рабочих артелях, знакомя слушателей с педагогическими идеями и жизнью сада. Такими методами удалось укомплектовать первый детский сад в нашем городе. Его торжественное открытие состоялось 24 июня 1918 года. Детский сад располагался в доме мещанина Мальковского на Большой Смоленской улице в доме № 56.

В начале 1919 года Отделом народного образования данному учреждению был присвоен порядковый номер № 2. К этому времени в городе уже функционировало три детских садика. А через два года -11 мая 1920 года - постановлением совета сада ему дали название «Ландыш», в честь первых весенних цветов, очень любимых детьми.

Он считался лучшим из трех действующих в городе детских садов. Помещение состояло из восьми комнат: передняя, умывальня, кухня, столовая, комнаты для игр и занятий. Имелся теплый туалет. На прилегающей территории находились хозяйственные постройки и сад, используемый для прогулок.

Хотя в период открытия дошкольных учреждения в уезде проходила национализация помещичьих имений, детскому саду «Ландыш» ничего из красивой и изящной мебели не досталось. Его внутреннее убранство состояло из буфета, одного большого и двенадцати маленьких деревянных столов, сорока четырех табуреток, нескольких деревянных лавок, старенькой этажерки, подставки для цветов и одного кресла. Из хозяйственной утвари имелось 65 деревянных ложек, 60 чашек для супа, 65 чашек для чая, 65 блюдец, 25 мелких и 12 глубоких тарелок, 3 больших фаянсовых блюда, медный кофейник, 6 ночных горшков и 3 вазы для цветов.

В течение двух лет Отделом народного образования не было закуплено ни одной игрушки и книги для детей. В описи инвентаря сада на начало 1920 года числились лишь одни веревочные качели и 60 деревянных совочков для игры в песок. Лишь к новому 1921 году сад получил первые книги и игрушки, а работники - методические пособия «Детский утренник стихов» и «Подвижные игры».

Детский сад «Ландыш» был рассчитан на 50 детишек. Первая набранная группа состояла из 49 детей в возрасте от двух до восьми лет. Персонал состоял из семи постоянных и двух приходящих работников. Возглавляла детский сад A.И. Круглова, занимавшая эту должность со дня открытия сада. О.А. Петровская, З.А. Эрдтман, К.Д. Усова работали воспитательницами. Хозяйственной частью заведовала B.Н. Кожекулина. Е.А. Кривченкова была сторожем, Е. Зуева - няней.

Главной обязанностью заведующей являлись организационные вопросы. Воспитателей в то время называли руководительницами, они присматривали за детьми, играли и занимались с ними. Каждая прошла двухмесячные курсы подготовки дошкольных работников. З.А. Эрдтман имела, еще до революции полученное образование фельдшера, и в ее обязанности входило следить за состоянием здоровья детей.

Заведующая хозяйственной частью отвечала за получение и хранение продуктов, инвентаря, заготовку дров и припасов на зиму. Две приходящие прислуги носили воду, мыли полы, стирали полотенца и фартуки, летом помогали на огороде. Постоянная прислуга жила при садике вместе с детьми и занимала одну из комнат. В ее обязанности входило топить печи и готовить еду. Все служащие питались на общем с детьми основании, внося на стол по 300 рублей в месяц.

В течение первых двух лет детские сады испытывали большую нужду. Из-за отсутствия спальных принадлежностей послеобеденного сна не было. Дети находились в саду шесть часов с двухразовым питанием. На завтрак подавали чай с сахаром и молоком, хлеб, иногда с маслом. Обед состоял из мясного супа, каши на молоке, иногда подавали картошку, очень редко макароны. На зиму заготавливали овощи и квасили капусту. В достаточном количестве солили мясо хряка.  До 1921 года поросят не покупали, а получали из числа реквизированного скота у кулаков. Все три детских сада обслуживал один извозчик Емельян Михайлович Станкеев, имея в своем распоряжении старенькую лошадь и вполне добротные телегу и сани, изъятые из каретного сарая одного из бельских купцов.

Дети, посещающие сад, были из таких бедных семей, что практически не имели одежды, обуви, а многие даже нательных рубашек. По этой причине ближе к осени многие и вовсе перестали его посещать. А.И. Круглова не один раз посылала письма и ходатайства в отдел народного образования о бедственном положении детей и просила о срочном выделении помощи. И только через год, в августе 1919 года, для детского сада было выделено 97 аршин парусины для пошива детских фартуков, 150 аршин мануфактуры для пошива платьев и рубашек и 50 галош. Обувь и ткань (по 3 аршина на ребенка) были розданы родителям за деньги. Фартуки сшили силами работников сада. Домой их брать запрещалось. Они хранились в детском саду и переходили от одних детей к другим.

Две зимы, 1918 и 1919 годов, из-за отсутствия у детей теплой обуви дневные прогулки не устраивались. И лишь в ноябре 1920 года отдел образования выделил 30 пар валенок и 20 пар ботинок. Одежда и обувь раздавались не только тем детям, которые посещали сад, но и тем, которые накануне покинули его и пошли в школу.

Основной целью детских садов того периода являлось воспитание культурного человека и подготовка ребенка к школе. Для выполнения этих задач в саду ежедневно проходили занятия, на которых читали ребятам сказки, учили с ними стихи, разучивали песни и изучали основы грамоты. Дважды в неделю лепили из глины, рисовали и клеили. И, конечно же, не обходилось без игр. Во время завтрака и обеда ребята помогали накрывать на стол и убирали посуду. Одним из видов обучения являлось воспитание у детей правильного поведения за столом и культуры приема пищи. Наказание детей за нарушение правил поведения не предусматривалось.

Постепенно к 1920 году снабжение сада наладилось. И это дало возможность устраивать детские праздники. Первым таким мероприятием стало празднование второй годовщины открытия сада. К нему готовились целых два месяца. В качестве подарка отдел образования выделил немецкое пианино. Вот как эти события были описаны в июньском номере уездной газеты «Голос труда»:

«25 мая 2-й детский сад «Ландыш» праздновал вторую годовщину своего существования. Еще накануне здание сада и сам сад были красиво разукрашены рисунками из бумаги работы детей и зеленью.

Дом детского сада уже сам по себе представляет из себя хорошо оборудованное помещение для игр и занятий детей. Везде по стенам развешены детские рисунки, работа детей по лепке, стены пестрят красивыми и глубоко содержательными изречениями и лозунгами.

Дети на вид бодры, здоровы и веселы и не так дичатся чужих, как дети, воспитываемые дома. Занимаются разумными развлечениями и играми, работой; дети даже принимали участие в оборудовании грядок под овощи. Замечательно хорошо и правильно дети поют революционные песни.

Вообще второй детский сад представляет самое лучшее впечатление. Это один из лучших детских садов в городе. Видно, что руководительницы сада заботливо и внимательно относятся к своему маленькому, но в тоже время и большому делу. Праздник еще больше подтверждает это.

Еще с утра в детском саде было заметно праздничное настроение. Дети были в несколько восторженном настроении, одетые по праздничному. В 12 часов группой они были сфотографированы вместе со своими воспитательницами и сотрудниками Отдела Народного Образования. Затем с музыкой и флажками все дети двинулись к городскому садику встречать гостей –детей 1-    го и 3-го детских садов.

Надо было видеть радость детей, чтобы понять, как дорог для них был этот день. Дети чувствовали себя в этот день героями. Заметно было как дети, не вошедшие в сад, с завистью и огорчением смотрели на шествие, жалея, что они тоже не в саду.

При встрече у городского садика дети 1 -го и 3-го садов поднесли своим маленьким товарищам из 2-го сада куличи и печенье. Товарищ Тыкоцкий обратился к детям с короткой речью, поздравляя их с праздников.

Отсюда шествие уже с детьми 1 -го и 3-го садов двинулось в детский сад «Ландыш» по-прежнему с музыкой. По прибытии был устроен для детей завтрак из пирогов, кофе, бутербродов и печенья. Дети угощали прибывших к ним гостей из других садов и затем уже около четырех часов разошлись по домам.

Празднество прошло вполне удачно. Руководительницам много пришлось потрудиться в приготовлениях к празднику, но плоды этих трудов не останутся тщетными. Дети воздадут должное своим воспитателям.

Пожелаем же детскому саду «Ландыш» дальнейшего процветания. Пусть из наших детей будут воспитаны новые, сильные, свободные граждане социалистического общества, которые придут на смену нам и отживающему миру! Да здравствует общественное воспитание детей!» (газета «Голос труда», № 160, пятница, 28 мая 1920г).

В этом же году для ребят впервые был устроен Рождественский праздник. И хотя он обошелся без традиционных подарков, но сыром и сахаром все же угостили.

Воспитание детей из многодетных и бедных семей не обходилось без трудностей. Периодически случались кражи детской одежды и обуви. Воспитатели проводили беседы с детьми, пытались устраивать дежурства родителей. Но самым эффективным методом в борьбе с воровством стало выделение отдельной комнаты под раздевалку с отдельным крючком для каждого ребенка. На дверях повесили увесистый замок, и кражи прекратились.

Все возникающие в работе вопросы обычно решались на собраниях совета детского сада. В него входили заведующая и представители отдела народного образования. Здесь решался вопрос о принятии детей в сад, об увольнении и приеме на работу, о предоставлении отпуска работникам, а также хозяйственные и насущные вопросы. Например, в 1920 году на собраниях в детском саду «Ландыш» решались такие вопросы: выделение средств на ремонт личного самовара сторожихи, им четыре месяца пользовался сад; о запрещении, вплоть до увольнения, носить служащими кушанья на дом; рассматривалась просьба прислуги о разрешении держать личную корову в хозяйственных постройках на территории сада; о выдаче больным детям обеда на дом; о разрешении забирать детьми домой не съеденные в течение дня кусочки хлеба.

Одним же из главных вопросов, рассматриваемых на таких собраниях, было здоровье детей. Регулярные прививки и наличие аптечки не решали проблем с сезонными и инфекционными заболеваниями. В домах большинства воспитанников царила полная антисанитария. Эпидемические болезни из семьи переходили в детский сад. Большинство детей не имели элементарной возможности мыться. «Ландыш» был единственным из трех городских садов, среди хозяйственных построек которого имелась баня. В 1920 году общими усилиями ее отремонтировали. Работники сада мыли в ней детей один раз в неделю. Это не входило в их обязанности, но по-настоящему любящие детей и переживающие за каждого из них, они старались дать им максимум любви и заботы.

Заведующая детским садом через множество ходатайств добилась от отдела здравоохранения проведения регулярных медицинских осмотров детей. За детскими садами закрепили врача, который дважды в месяц осматривал детишек и вел картотеку на каждого из них. В городской больнице во время приема больных стали обязательно задавать вопрос о наличии в семье детей, посещающих детский сад, и в случае таковых, незамедлительно оповещали данное учреждение. Эти методы помогли снизить эпидемические заболевания среди воспитанников.

Детский сад «Ландыш» просуществовал в нашем городе до лета 1941 года и был закрыт в период немецкой оккупации. В настоящее время сведения о нем сохранились в довоенных отчетах отдела образования, в фондах Бельского краеведческого музея, в газетных статьях довоенного периода и, конечно же, в воспоминаниях наших земляков, чье детство прошло в начале сороковых годов.

Опыт создания детских яслей существовал в нашем городе задолго до революционных событий. Но они являлись временными и обычно открывались земством лишь на период вспышки эпидемий для присмотра за детьми больных родителей. Так же существовали платные частные ясли для детей из состоятельных семей. После 1917 года появление детских садов стало элементом «освобождения» женщины, дало возможность совмещать материнство с работой и общественной активностью, они оказывали значимую социальную помоищь женщинам из бедных «слоев» населения.

Фотография, о которой шла речь в начале моего рассказа, была сделана 25 мая 1920 года в день празднования второй годовщины детского сада «Ландыш». Ей более ста лет и она прекрасно сохранилась, Рассматривая ее, можно не только вглядываться в лица, отыскивая знакомые черты, но и изучать по ней историю нашего любимого города.

                                                                                                   С.А. Медведева, краевед

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024