Четверть века — у школьной доски

Четверть века — у школьной доски

Урок рисования в пятом классе Демяховской неполной средней школы вел сам директор Геннадий Георгиевич Шуткин. В классной комнате стояла напряженно-творческая атмосфера. Мальчишки и девчонки, кто приоткрыв рот от усердия, кто изредка почесывая затылок, старательно пытались перенести на бумагу игру света и тени простого геометрического куба, стоявшего перед ними в качестве натуры у школьной доски. Ситуация казалась пятиклассникам настолько ответственной, что им некогда было даже перемолвиться словечком с соседом по парте. Классную комнату наполняли лишь звуки, издаваемые карандашом, чертящим по бумаге.

Геннадий Георгиевич, устроившись на стуле между партами, трудился вместе с ребятами. И кто знает, может быть именно этот прием воспитания так сильно вдохновил ребят на творчество. Во всяком случае, глядя на одухотворенно-творческие лица пятиклассников, и я на какое-то время совершенно потеряла ориентацию во времени.

Но сорок пять минут истекли, раздался звонок и ребятишки, оживившись, попрощались с учителем и побежали вприпрыжку домой. Для них закончился очередной школьный день, очередное знакомство с миром знаний. Мое же первое знакомство с учащимися этой школы состоялось во время переменки. На пришкольной лужайке бегали и прыгали мальчишки и девчонки, двое в шутку тузили третьего. В общем, всем было весело. Дружно поздоровавшись со мной, они, как ни в чем ни бывало, продолжили свои дела. Все говорило о том, что ребята в этой школе чувствуют себя непринужденно и хорошо.

…Демяховская неполная средняя школа, уютно расположенная в глубине сада, заметна еще издали. Неширокая аллея из высоких деревьев, по одну ее сторону— школьный сад (плодовые деревья посажены года четыре назад), по другую — небольшой огород, зеленая лужайка при входе в помещение школы — эту картину каждый день видят дети, обучающиеся здесь. Школа состоит из двух зданий — помещение для начальных классов и отдельно для старшеклассников. И уже шесть лет руководит ею Геннадий Георгиевич Шуткин.

В разговоре со мной он охотно делился школьными заботами и проблемами и был не очень словоохотлив, когда дело касалось его жизни. И все же мне удалось многое узнать о нем. Сам Геннадий Георгиевич не местный, родился и вырос на Алтае. А в наших краях оказался потому, что жена отсюда родом. В ответ на мой вопрос, как они познакомились, Геннадий Георгиевич рассмеялся. «Это, —ответил он, — очень романтичная история. После армии захотелось поплавать по морям и моя будущая жена тоже оказалась любительницей моря. На корабле познакомились и решили вместе сойти на берег».

Так с тех пор и идут они по жизни рядом. Родили, вырастили и воспитали двух дочерей. Одна уехала из родных мест, работает ветеринаром в Санкт-Петербургской области, другая — рядом с отцом, пошла по его пути. Уже два года работает в этой же школе, преподает русский язык, литературу и историю, заочно учится в педагогическом институте. Обе дочери нашли свою судьбу. «Я уже дважды дедушка,— смеется Геннадий Георгиевич. — Вот только почему-то на детей пособие платят, а на внуков — нет».

«А это потому, что дети обуза, а внуки радость», — в тон ему пошутила и я.

Так, в неторопливой беседе (у директора, выражаясь школьным языком, было «окно») проходили передо мной эпизоды жизни Геннадия Георгиевича. Вся судьба связана со школой. Уже двадцать пять лет, изо дня в день у школьной доски. А началась его учительская карьера сразу после окончания педагогического училища. Сначала преподавал русский язык и литературу, а потом и другие предметы. Окончил заочно географический факультет Московского педагогического института. И сейчас, несмотря на то, что хватает дел и забот как у руководителя, продолжает вести уроки. Сколько их было, сорокапятиминуток, за двадцать пять лет учительства! Но до сих пор не забыл Геннадий Георгиевич своего первого пробного урока, данного им еще на третьем курсе педучилища. «Помню только, что ничего не помнил, но сорок пять минут как-то с ребятами отвел», — смеется мой собеседник.

А свой первый урок в Демяховской школе Геннадий Георгиевич давал в шестом классе под руководством Березенкова Анатолия Сергеевича, тогдашнего директора школы. И если в то время молодого учителя волновало, что сказать ребятам, то сейчас — как сказать.

Немало выпустил Шуткин учеников за срок, длиною в четверть века, в самостоятельную жизнь. Есть среди них примеры неудачные, и о них Геннадий Георгиевич не любит вспоминать, видимо оттого, что он старался всегда привить детям только добрые качества. Но учениками (и таких большинство), достойно определившимися в жизни, Шуткин гордится по праву. Не приходится сомневаться и в том, что среди будущих выпускников Геннадия Георгиевича немало будет таких, имена которых учитель также сможет произносить с гордостью. Потому что и сегодня, день за днем, он старается привить на своих уроках идеалы добра и честности, стремление познать новое.

В дополнение к своим прямым обязанностям Геннадий Георгиевич ведет в школе еще и кружок бокса, в котором учит мальчишек умению постоять за себя, не дать в обиду младших.

Для юных демяховцев школа стала поистине вторым домом. И не только потому, что здесь чисто, тепло и уютно, но еще и потому, что здесь с ними считаются, пытаются вырастить из них личность. Каждый год по весне в школе проводятся дни самоуправления, когда старшие учащиеся самостоятельно ведут в младших классах уроки, да и вообще целый день ребята управляют школой. Как считает директор, это дает возможность детям познать всю ответственность труда учителя, посмотреть на окружающих глазами взрослого человека. Может быть именно по этой причине недавно двое выпускников изъявили желание пойти учиться в педагогическое училище.

Есть в этом заслуга непосредственно и директора школы, и педагогического коллектива. А он на сегодняшний день сложился дружный, оптимистично настроен. С таким коллективом Геннадию Георгиевичу работается легко, несмотря на множество проблем, присущих сельской школе.

А забот хватает каждый день. То крыша прохудилась, то грибок в здании завелся, то пришла пора позаботиться о том, чтобы вовремя были заготовлены дрова. В общем, трудовой день Геннадия Георгиевича очень уплотненный и часто не ограничивается рамками официально отведенных рабочих часов. Но сожалений по поводу выбранного пути у него нет. На мой вопрос, раскаивается ли в выбранной судьбе, он ответил, что нет.

Есть у Геннадия Георгиевича увлечение, он любит рисовать. Когда-то в молодости у него была мысль стать художником. Но не хватило решимости и остановился при выборе профессии на более земном деле. А свой талант художника он реализует в редкие часы досуга. Дома жена специально под его работы отвела комнату. Картины Геннадия Георгиевича выставлялись у нас в городе и в областном центре. И несомненно, что дар художника помогает ему в работе. Я почувствовала это, когда в начале урока рисования, учитель объяснял пятиклассникам, как лучше показать на бумаге свет и тень. А еще мне подумалось, что если когда-нибудь Геннадию Георгиевичу захочется изобразить на картинах какие-то эпизоды из своей жизни, то, как мне кажется, в них будет много светлых и ярких красок.

Л. КУЗЬМИНА

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024