КОМСОМОЛЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ В БЕЛЬСКОМ УЕЗДЕ

              Комсомольские праздники в Бельском уезде

К началу 1917 года в российской империи сложилась структура праздничного календаря. Его основу составляли церковные и светские государственные праздники. К последним относились Новый год и «царские дни» - дни восшествия на престол, коронации, дни рождения и тезоименитства (именины) царствующей четы. Среди всех праздничных дней большинство являлись церковными.  

В 1914 году в Бельском календаре ежегоднике были напечатаны следующие праздники:

1 января  -  Новый год

6 января  -  Крещение Господне

2 февраля  -  Сретение Господне

14 и 15 февраля  -  Дни масленицы (пятница и суббота)

25 марта  -  Благовещение

30 марта  -  Вход  Господний в Иерусалим

3-5 апреля  -  Дни страстной недели (четверг. пятница. суббота)

6-12 апреля  -  Дни св. Пасхи

23 апреля  -  Тезоименитство Государыни Императрицы Александры Федоровны

6 мая  -  Рождение государя Императора Николая Александровича

9 мая  -  День св. Николая Чудотворца

14 мая  -  Священное Коронование Императорских Величеств

15 мая  -  Вознесение Господне

25 мая  -  Рождение Государыни Императрицы Александры Федоровны и День святой Троицы

26 мая  -  День св. Духа

29 июня  -  День св. апостолов  Петра и Павла

22 июля  -  Тезоименитство Государыни Императрицы Марии Федоровны

30 июля  -  Рождение наследника Цесаревича Алексея Николаевича

6 августа  -  Преображение

15 августа  -  Успение Пресвятой Богородицы

29 августа  -  Усекновение Главы Иоанна Крестителя

30 августа  -  День св. Александра Невского

8 сентября  -  Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября  -  Воздвижение Креста Господня

26 сентября  -  Иоанна Богослова

1 октября  -  Покров пр. Богородицы

5 октября  -  Тезоименитство Государя Наследника Цесаревича Алексея Николаевича

21 октября  -  Восшествие на престол Государя Императора Николая Александровича

22 октября  -  Казанская Божья Матерь

14 ноября  -  Рождение Государыни Императрицы Марии Федоровны

21 ноября  -  Введение в храм Пресвятой Богородицы

6 декабря  -  Тезоименитство Государя Императора Николая Александровича

25-27 декабря  -  Рождество Христово

После победы Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались преобразования не только в жизнедеятельности российского общества, но и в его культуре. Первым шагом стала реформа старого календаря. В марте 1917 года было отменено празднование «царских дней», а 24 января 1918 года на заседании СНК был утвержден «Декрет о введении западноевропейского календаря». Переход на новый календарь давал возможность создания советской  праздничной системы.

8 апреля 1918 года был принят декрет о флаге, который узаконил Красное Знамя с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». С этого момента красное знамя и красный цвет стали главными символами  вновь вводимых советских праздников.

В Тверском архиве новейшей истории в партийных фондах Бельского района хранятся дела бельской комсомольской организации с 1919 года, в которых сохранены протоколы заседаний бюро комсомола, комсомольских ячеек, собраний и съездов. Изучая их, я обнаружил, что большое внимание руководители комсомола уделяли организации  в районе советских праздников. На заседаниях комсомольского бюро совместно с представителями от партии коммунистов разрабатывался план проведения праздников. На плечи комсомольцев ложилась агитационная работа, чтение лекций, выпуск стенгазет, организация спортивных состязаний, показ спектаклей, концертов и многое другое.

Первым большим праздником, устроенным в городе стала годовщина Октябрьской революции 7 ноября 1918 года. Хотя к этому времени в Белом еще не существовало комсомольской организации, но его проведение не обошлось без участия молодежи - будущих комсомольцев. На кануне праздника 29 октября 1918 года на заседании общего собрания Бельского профессовета было решено передать дом бывшего купца Грекова под пролетарский клуб. В последствие он будет назван клубом им. В.И.Ленина и  в нем будут проходить все основные мероприятия советских праздников.

На празднование 1-й годовщины Октябрьской революции отводилось два дня 7-го и 8-го ноября. Основную часть денежных средств для проведения торжеств собрали среди городских рабочих. В архивных документах сохранилось воззвание от финансовой комиссии по организации праздника, в котором  говорится:

«Товарищи! Наступает Великий пролетарский праздник – празднование годовщины Российской Пролетарской Октябрьской революции. В этот день, год тому назад, рабочий вырвал из рук капиталистов орудия притеснения и эксплуатации – государственную власть и взял ее в свои руки с целью пользоваться этой властью на благо трудящихся.

Товарищи! Святой долг каждого из вас показать, что вы ясно осознаете все величие, всю важность этого величайшего в истории человечества события.

Комиссия по организации праздника постановила произвести отчисления однодневного заработка с каждого рабочего и служащего на расходы к празднеству.

На основании этого финансирования, подкомиссия просит заведующих мастерскими, заведующих советскими учреждениями произвести указанные отчисления и со списками представить в финансовую подкомиссию при президиуме фабрично-заводского комитета кожевенного производства (дом бывшего М.М.Волкова,  Торопецкая улица)».

Главным  мероприятием праздника стала демонстрация и выступление партийных руководителей на митинге. Город был ярко украшен красными флагами и советскими лозунгами. Во всех учреждениях были прочитаны лекции на тему коммунистического строительства. Комиссией по проведению школьной реформы в жизнь было принято решение провести в дни празднества «День ребенка». Основной целью данного мероприятия являлся сбор средств для организации питания учащихся детей г. Белого. В этом мероприятии активное участие принимали учащиеся школ  и студенты города.

Накануне праздника в газете «Бельская комунна» была напечатана статья о проведении «Дня ребенка», преподаватель технического училища художник Пичугин совместно с учениками  подготовил несколько плакатов, а самый большой с художественным изображением и соответствующей надписью был вывешен на одном из зданий в центре Большой Смоленской улицы.  Сборщиками средств являлась учащаяся молодежь. Пожертвования собирались во время праздничных мероприятий на улицах и площадях города, в общественных местах.  Жертвующим выдавались специальные значки. Был устроен платный вход на вал, а в народном доме показан спектакль. Все средства от продажи билетов так же были переданы на питание детей.

Еще одним из главных революционных праздников стал 1 Мая – День Интернационала. Его, как и годовщину Октябрьской революции, стали праздновать с первых дней установления советской власти и так же праздновали два дня. В первый день проводились демонстрация и митинги, на второй  устаивались «маёки»- массовые празднования на природе.

Свои воспоминания о праздновании 1 Мая 1924 года оставил для нас бывший комсомолец А.Донской. Они хранятся в фондах Бельского краеведческого музея.

Из воспоминаний А.Донского: «… Помнится, как мы усиленно готовились к празднованию 1 Мая.  В городе и в деревне – в клубах, избах-читальнях, красных уголках, школах – шли приготовления художественной самодеятельности, оформление стенгазет и зданий к этому весеннему празднику. Не только хороший майский день импонировал этому торжеству, но и по-весеннему украшенный город радовал сердце каждого жителя. … В отличный солнечный день была организована первомайская демонстрация. Руководителем общей колонны был назначен уездный военный комиссар товарищ Сахаров. Различные подразделения сначала выстроились на главной улице  (теперь это улица Ленина) от здания Укома партии и Уисполкома. На таких демонстрациях всегда выручал комсомольский оркестр - единственный в городе. Он вселял радость, бодрость в душу каждого участника демонстрации.

Первомайское оформление города вносило еще больше праздничного в сердца жителей, и поэтому люди поздравляли друг друга с этим радостным весенним и революционным праздником.

После митинга под духовой оркестр демонстранты прошли мимо трибуны с бельскими руководителями партии и комсомола, обменялись взаимными приветствиями.

Вечером этого же дня празднества перешли на вал. Он был разукрашен флагами, транспарантами, иллюминированными фонариками. Городской вал принял на себя эстафету дневного празднества, продолжалось оно до рассвета второго мая. С эстрады доносились звуки духового оркестра, а затем его сменил струнный оркестр, прошел концерт самодеятельности. Вдали, на площадке, были организованы хороводы, песни и пляски. Как ни странно, среди гуляющих не было лиц в нетрезвом виде.

Городской вал собрал почти всех жителей города. Даже у подножья вала молодежь затевала игры: лапту, бег и, кажется, футбол. Молодежь была культурная, вежливая и дисциплинированная.

Здесь было много молодежи из ближайших деревень. В этот день, наверное, каждый бельчанин достал из своего гардероба лучшие одеяния и украшения. Когда же не повеселиться и не показаться перед всем миром, если не в такой праздничный день!».

1 Мая, один из немногих революционных праздников который «дожил» до настоящего времени, хотя, и несколько раз поменял свое название. В 1970 году он получил название «День международной солидарности трудящихся», а с 1992 года стал «Праздником весны и труда». Но заложенные почти сто лет назад традиции праздновать его на природе сохранились до настоящего времени.

На первом этапе формирования советской власти в новом праздничном календаре оставались все церковные праздники и к ним постепенно добавлялись новые революционные. Но в 1923 году ЦК партии издал циркуляр об антирелигиозной компании.

24 мая 1923 года на общем собрании Бельского РКСМ был зачитан доклад на тему «Феодализм, как эпоха возникновения религии», а через месяц 27 июня на заседании бюро бельского РКСМ был утвержден план по проведению антирелигиозной пропаганды среди бельских комсомольцев. Одним из главных пунктов этого плана являлось проведение антирелигиозных праздников.

Первым таким праздником в Бельском уезде стал Духов день. Накануне праздника в народном доме был устроен вечер самодеятельности. Его программа состояла из прочтения доклада на тему «Возникновение Троицы и Духова дня», постановки пьесы «Бог-отец, бог-сын и К°», декламации антирелигиозных стихотворений и выпуска стенгазеты. В деревенские комсомольские ячейки были разосланы циркуляры о проведении праздника и тезисы докладов.

Следующим антирелигиозным праздником стал Спасов день 6 августа 1923 года. К этому дню руководители бельского РКСМ готовились тщательно. Было решено провести антирелигиозное выступление. Местом для выступления выбрали  село Татево. Для проведения подготовительной работы в Татево были направлены представители Угоркоммола. С раннего утра 6-го августа в городе у здания Угорколмола собрались  бельские комсомольцы, а так же комсомольцы из Васневской и Филюкинской  ячеек для совместного следования в Татево.

Для проведения торжества руководителями РКСМ был разработан план воспитательной работы. В нем  говорилось: «… Только хорошо подготовленное и детально проработанное антирелигиозное выспупление может рассчитывать на успех. Выступление на Ильин день внесло крепкую спайку в ряды организации, настоящее выступление должно преследовать глубокое воспитательное значение для чего необходимо в горорганизации провести ряд дискуссий по докладам, ставящимся на митинге, для выработки у членов научного антирелигиозного удеждения, ставя задачу использовать массу комсомола не как опору для докладчика, а как участников собеседования в широкой массе крестьянства.

Прогулку до Татева и обратно необходимо использовать, прежде всего, как показательный пример того, как должен держать себя комсомолец  в своей семье. Заранее и в походе проведя собеседование на тему «комсомолец в семье и комсомолец среди беспартийных».

По прибытии в Татево был организован торжественный митинг и прочитаны лекции на темы: «Происхождение земли, мира и человека», «Возникновение религии и переход к единобожию», «Церковь и государство в России», «Советская власть и церковь», «Поместный церковный собор». С лекциями выступили Плешков, Шнюков и Богачев.

В конце праздника комсомольцами Татевской и Шоптовской ячеек был устроен вечер самодеятельности.

Такой метод проведения антирелигиозных праздников не был одобрен руководством уезда, считалось, что массовые митинги  придают празднику значимость.

Бельские руководители РКСМ приняли это во внимание и 15 декабря 1923 года на очередном пленуме Угоркоммола, при решении  вопроса об организации и проведении Комсомольского рождества, координально поменяли подход к его  организации.  По этому поводу выступил Плешков, который указал «… на необходимость учитывать опыт прошлого, перейти от демонстративной к вдумчивой научной работе в клубах и нардомах, отнюдь не вынося их на улицу. Перейти от агитации к пропаганде. Празднование провести в городе по новому стилю, а в деревне по- старому».  Единогласно был утвержден план проведения Комрождества. Главной задачей праздничных мероприятий являлось то, что комсомол должен противопоставить утверждениям духовенства естественную научную пропаганду, которая создаст фундамент для атеизма молодежи.

Для этой цели накануне праздника во всех городских и комсомольских ячейках были проведены разъяснительные и естественнонаучные беседы. На беседы приглашалась беспартийная рабочая и учащаяся молодежь. На период всех святочных вечеров в городе и в деревнях организовывались  интересные вечера самодеятельности. В народном доме была поставлена комедийная пьеса «Ночь перед рождеством, или изумительное происшествие в комсомольском клубе».  Выносить празднование на улицу строго запрещалось.

В помощь организаторам для проведения антирелигиозных праздников издательство «Молодая гвардия» массовым тиражом выпустила «Антирелигиозный песенник» и опубликовала специальные сценарии проведения «Комсомольского Рождества и Пасхи».

Постепенно антирелигиозная компания набирала свои обороты, а православные праздники заменялись аграрными, такими, как «День окончания сева», «День урожая», «День всеобуча» и другими. К  1930 году православные праздники полностью исчезли из календаря. Но молодое социалистическое государство развивалось, происходили важные исторические события, которые способствовали введению новых государственных праздников: Международный юношеский день, День конституции, День памяти В.И.Ленина, День памяти жертв революции и т.д.

В архивных делах бельского комсомола мне удалось найти план проведения Международного Юношеского дня 2 сентября 1923 года. На заседании пропколлектива 22 августа 1923 года был выработан план проведения праздника. В нем указывалось, что «… основным лозунгом в Международный юношеский день должен быть лозунг «Рабоче-крестьянская молодежь – надежный оплот Коминтерна молодежи»; перед комсомольцами стоит задача выявить:

  1. наши достижения в повседневной работе
  2. достижения в смычке города с деревней и деревенских ячеек между собой
  3. солидарность с западной молодежью,

откуда вытекает необходимость предания празднику характера торжественного празднования освобожденного труда, проведение торжественной демонстрации в верности молодежи пролетарской революции для признания массой комсомола, как своего вождя и руководителя и использование  Дня  для интернационального воспитания.

Проведение праздника разделить на предподготовку и праздник.

ПРЕДПОДГОТОВКА:

1)на собраниях ячеек разобрать вопросы о положении рабочей молодежи запада, история международного юношеского дня, наши достижения в повседневной работе, поставив перед ячейками и отдельными членами вопрос «что ты дашь ко 2 сентября?»;

 2) Широко рекламировать по району, втянуть детей детдома, членов РКП и профсоюзов, торжественно обставить демонстрацию для вовлечения в нее массы молодежи;

 3) вести подготовку к постановке спектакля-концерта и спортивного выступления.

ПРАЗДНИК:  В самый день 2-го сентября провести политическую демонстрацию. Начало в 2 часа дня. Сбор на площади Карла Маркса. Шествие до здания Укома. Приветствие от Укома и Исполкома. Дальнейшее шествие до площади. Приветствие от Уоно и Профорганизации. Доклад о значении Международного Юношеского дня. Спортивные выступления детской команды и группы комсомола. Вечером бесплатный концерт-спектакль. Перед спектаклем доклад о положении рабочей молодежи запада».

Накануне праздника, 1 сентября 1923 года было проведено торжественное заседание городских и деревенских комсомольских ячеек. Заседание было открыто под звуки духового оркестра. Собравшихся поздравили представители от Укома, Уисполкома, Уоно и Профсоюза. В торжественной обстановке были зачитаны доклады на тему Юношеского движения. Заседание закрывалось выступлением духового оркестра, после чего в знак выражения преданности революции было устроено факельное шествие к зданию Укома РКП (б).

С развитием производств,  в жизнь нового советского государства вводились профессиональные праздники. В июне 1924 года в Бельском уезде впервые отмечался  «День леса». Для привлечения к празднованию жителей города и района оргкомитетом было напечатано и распространено по уезду  воззвание к комсомольцам, лесничествам, учащимся и гражданам Бельского уезда.

В воззвании говорилось: « Дорогие товарищи и граждане! 17 июня по городу Белому и 24 июня по уезду объявляется День леса.

Красный октябрь уничтожил власть помещиков и вместе с ним и помещичью собственность на лес, передав его в руки рабоче-крестьянского государства.

Лес верный друг земледельца, а потому необходимо правильное ведение лесного хозяйства и создание дружеских отношений со стороны земледельца, комсомольца и просто молодежи. Началом этих стремлений должен стать День леса.

Мы призываем все население серьезно отнестись к задачам данного дня и положить предел навсегда тому беспощадному истреблению леса, которое наблюдается за последние годы.

Все лесничества должны поставить себе в обязанность провести ряд бесед о пользе леса, о его значении для государства и ознакомить с задачами лесовозобновления (посевами, посадками), а равно с устройством и охраной садов, парков, живых изгородей.

День леса должен стать для всех залогом в прекращении его непланомерного использования. Мы должны помнить, что истребляем достояние государства и, тем самым, ведем к упадку его экономическое состояние.

Необходимо, как можно бережно, относиться к нему, зная, что он нужен тебе, нужен детям и внукам.

В этот день все сознательные должны подать друг другу руку и стать примером в обращении с лесом для остальных. Учитесь как правильно и продуктивно использовать столь обширное и богатое лесное хозяйство. От этого мы ничего не теряем, а наоборот приобретаем знание и опыт»

         Во время праздничных мероприятий  во всех учебных заведениях города и уезда читались лекции об охране и возрождении леса, о его флоре и фауне, устраивались конкурсы и викторины, посвященные лесу. В народном доме был устроен праздничный концерт.

В лесничествах уезда силами добровольцев сажались молодые деревья и устраивались новые рощи. В городе комсомольцы организовали  субботник по уборке парков.

День леса стал первым экологическим праздником в Бельском уезде. Следующим стал «День птиц», впервые проведенный  1-го апреля 1928 года. Бельские пионеры и комсомольцы изготовили и развесили десятки скворечников.

Ни один комсомольский праздник не обходился без праздничного концерта. О том, как проходили комсомольские концерты в начале 20 века в Белом, сегодня можно судить по сохранившимся воспоминаниям, по отчетам из архивных документов и по статьям из самой популярной комсомольской газеты «Юный товарищ», издаваемой Смоленским Губернским союзом молодежи.

Главные городские концерты  проходили в Народном доме им. Ленина на Большой Смоленской улице.  Из талантливых бельских комсомольцев была создана агитбригада «Синяя птица», которая пользовалась большой популярностью у населения. В город из Петрограда приехала драматическая актриса Нина Алексеевна Казбич и ее муж – актер-комик Сергей Федорович Шевцов. Они организовали драматический кружок, который готовил пьесы и спектакли. Николаем Васильевичем Морским был организован хор. В его репертуаре имелась  классика, русские народные песни, дуэты и соло. Молодой поэт Александр Плешков писал стихи и небольшие пьески в стихах.

Каждое праздничное мероприятие открывалось докладом на политическую тему. Доклад готовил отдел пропаганды, тексты докладов (тезисы) присылались из области. Часто читались лекции. Самой популярной лекцией среди бельских комсомольцев была «устная газета».  Она читалась на общих собраниях всей молодежи, на вечерах, концертах, спектаклях, на конференциях и съездах.  О чтении газеты широко оповещалось, помещение украшали плакатами и вывешивали программу  газеты. В содержание ее номера обычно входили: важнейшие события из жизни молодежи всего мира, военный и трудовой обзор, хроника местной жизни (этот раздел имел особый успех), чтение стихов, статьи о мероприятиях советской власти. Обязательно имелся маленький фельетон или что-то сатирическое, а так же почтовый ящик, куда можно было опустить записку с любым вопросом, а в конце вечера получить ответ.

Вход на концерт был бесплатным, и их могли посещать люди разного достатка. Традиция праздничных концертов сохранилась в России и по настоящее время. В сельской местности почти, как  век назад,  праздничные концерты устраиваются в Домах культуры и являются доступными для небогатого сельского жителя.

Прошло более 100 лет со дня образования комсомола. Уже нет той страны, нет комсомола, нет советских праздников, но есть память, которую нужно беречь для настоящего и будущего поколения. Комсомол сплачивал молодежь, учил сильных помогать слабым, дисциплинировал. Чтобы стать комсомольцем, нужно было стать достойным. Возможно, когда нибудь будет написана летопись бельского комсомола.

                              С. А. Медведева, краевед

фотографии из Бельского краеведческого музея

Погода

Яндекс.Погода

Культурные праздники

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Апрель 2024